Московские власти бодро рапортуют о том, что городской рынок каршеринга один из самых динамично развивающихся в мире. Ещё год назад в столице было около 16, 5 тыс. каршеринговых авто, и по этому показателю она уступала лишь Токио, в котором было 19, 8 тыс. машин. Сегодня на дорогах нашей столицы их уже 17, 5 тыс., а к концу года, по прогнозам мэрии, Москва должна выйти на первое место с 25-тысячным автопарком! У простого автомобилиста тут же появляется логичный и справедливый вопрос – где ж вас всех парковать-то?
ТАКУЮ растущую популярность каршеринга у горожан объяснить легко. Прежде всего, это не общественный транспорт, который ездит по заданным маршрутам со строгим интервалом движения. Да и по комфорту их глупо сопоставлять, особенно в часы пик. Если сравнивать с такси, то в этом случае, как минимум, не нужно ждать водителя, пока он закончит предыдущий заказ и доедет до тебя. Но главное – это дешевле, минимальный тариф на каршеринг в столице сейчас составляет 3 руб./мин.
По приблизительным подсчётам, если вы в год наматываете по городу меньше 6 тыс. км на автомобиле, то экономически выгоднее пользоваться именно каршерингом. Так что в мегаполисе, где становится всё больше заморочек с личным авто: парковка, резидентное соглашение, постоянные намёки на платный въезд и т.д., – многие предпочитают уже не иметь автомобиля вообще. Тем более с парковками у каршеринга никаких проблем нет – платные городские стоянки для них бесплатны. Скорее таким своим преимуществом они создают проблемы для других.
Стою где хочу
Сегодня довольно обыденна история, когда 50–90% мест на какой-нибудь платной парковке в центре города заняты именно каршеринговыми автомобилями. Безусловно, в масштабах всей столицы арендные машины занимают не слишком много пространства, в конце концов, их меньше, чем личного транспорта. Согласно некоторым исследованиям, лишь 3, 1% машино-мест на платных парковках в 10:00 утра буднего дня заняты каршерингом. Но совсем другое дело, если смотреть на концентрацию таких автомобилей на отдельных улицах и небольших участках с малым количеством машино-мест. Вот тут как раз и появляются стоянки с 90% каршеринговых авто. Так, приедешь в центр и ищешь потом место для стоянки по 15 минут, когда рядом с нужным тебе адресом всё занято разукрашенными машинками.
А ведь есть же ещё и те, кто приобретал резидентные соглашения, чтобы спокойно оставлять машину рядом с домом на дорогой платной парковке, которой никто посторонний круглосуточно пользоваться не будет. Но то, что бьёт по кошельку человека, – каршерингу по барабану. В итоге благо для одних превращается в проблемы других.
Кроме того, конфликт интересов и при стоянке каршеринга на бесплатных парковках. Формально их можно парковать не только на прилегающих улицах, но и во дворах домов – они же не нарушают никаких законов, общественное пространство доступно всем. И теперь уже жильцам не хватает места у своего дома. Причём в некоторых случаях сами компании, которые предоставляют услугу каршеринга, начинают свозить свои автомобили и выставлять их «пачками» у чужих домов (там же рядом и заправляют, а иногда даже моют). В конце концов, они же тоже заинтересованы, чтобы утром каждый мог видеть свободное авто рядом со своим домом, а не где-нибудь за пару кварталов. То же самое происходит и с платными парковками – колонны таких машин дожидаются, когда вы выйдете из офиса или нагуляетесь по бульварам в выходной день.
И опять же чисто юридически во всём этом нет никакого нарушения закона.
Догнать и перегнать
Такие проблемы с парковкой и каршерингом есть не только в нашей стране. Совсем недавно американец Дэн Смит из Сиэтла обнаружил на своей частной парковке возле дома припаркованный каршеринговый автомобиль. Когда выяснилось, что никто из соседей не повинен в парковке, он попросту построил забор вокруг этой машины, чтобы к ней никто не смог подобраться. Затем позвонил в компанию, которая предоставляет это авто, и потребовал, чтобы они сами забрали свою машину. А вдобавок заплатили ему 65 долларов за каждый день стоянки, и ещё 300, чтобы покрыть убытки на строительство забора, и 500 – за моральный ущерб.
У нас же пока частных парковок нет, но с учётом того, что к 2020 г. С. Собянин обещал уже 30 тыс. каршеринговых авто, людям стоит всерьёз начинать беспокоиться за парковочные места возле дома. Тем более довольно интересная история получается, которая противоречит логике столичных властей. С одной стороны, они говорят, что парковок не хватает, поэтому теперь за них придётся платить, чтобы навести порядок и дать возможность тем, кто сильно хочет парковаться в центре, всё же сделать это. Но в целом, мол, граждане, пересаживайтесь на общественный транспорт – машин и так много. А с другой – город сам способствует увеличению числа каршеринговых авто!
Такими темпами в будущем стоит ожидать либо отмены бесплатной парковки для таких машин, что поубавит плюсов у каршеринга, либо ждать нового повышения стоимости стоянки, чтобы освободить место для арендных авто. В конце концов, ранее мэр озвучивал мысль, что цена за час парковки должна расти, если её загрузка стабильно выше 90%. Похоже, каршеринг с планом по заполняемости справляется на ура.