Московская городская дума в очередной раз демонстрирует свой исторически сложившийся нетривиальный подход к решению проблем. Так, недавно столичные депутаты предложили обязать владельцев электросамокатов получать водительские права. По их мнению, с учётом большой популярности такого вида транспорта настало время разграничить пешеходов и райдеров.
НАПОМНИМ, что сегодня по ПДД все, кто едет на самокате, приравниваются к пешеходам. У них ровно те же самые права и обязанности, что и у тех, кто пользуется только своими двоими. Владелец самоката должен перемещаться по тротуару или велодорожке, а вот выезжать на проезжую часть уже запрещено. Хотя тут есть нюанс – пешеход, например, может вполне двигаться по обочине автодороги, если нет возможности идти по тротуару или велодорожке. Впрочем, в большинстве случаев, особенно для городов, это всё же неактуально.
Но одно дело, когда по тротуару катится самокат традиционный, где в качестве «двигателя» используется нога, а средняя скорость передвижения всего в районе 9 км/ч, и совсем другое, когда в дело вступает электроскутер, гироскутер или сигвей. В зависимости от мощности моторчика эти аппараты могут развивать скорость до 25–50 км/ч. Это уже больше тянет на полноценный транспорт, которому точно не место среди пешеходов.
В этом смысле логика столичных депутатов понятна – такая разница в скорости далека от безопасности. Если влететь на 25 км/ч в другого пешехода, свалиться из-за мокрой дороги или вылезающей плитки, то далеко не всегда можно отделаться лёгким испугом. В некоторых европейских странах уже участились случаи, когда люди на электросамокатах после падений поступают в больницы со сложными переломами, что повлекло запреты на сигвеи и электросамокаты.
Как в итоге предлагают решать проблему в МГД? Во-первых, каждый электроскутерист, владелец сигвея и тому подобного транспорта обязан будет при езде надевать средства защиты – шлем, наколенники, налокотники. Во-вторых, была идея разделить все самокаты на несколько категорий. Самым быстрым и мощным предлагается запретить выезд на велодорожки и тротуар, а оставить им только проезжую часть. Вдобавок обязать их получать водительские права. Интересно, нужно ли будет им обязательно проходить автошколу и сдавать экзамен на «площадке»? А вот аппаратам послабее предлагают оставить лишь велодорожки и тротуары. Хотя также звучало предложение дать возможность двигаться электросамокатам только по велодорожкам.
Профилактика безопасности
Кстати, в самой ГИБДД категорически против того, чтобы приравнивать электросамокаты к транспортным средствам и выпускать их на дороги. В их упрямстве тоже есть рациональное зерно. Нужно признать, что катастрофического засилья электроскутеров и какой-то эпидемии с травмами пока не наблюдается (39 случаев в 2018 году в России, из них 8 в Москве), а потому какой смысл в очередных жёстких запретах? Конечно, проблемы лучше предупредить, чем потом разгребать неприятные последствия. Поэтому в первую очередь в ГИБДД предлагают вести просветительскую деятельность. То есть обязательно объяснять всем любителям самокатов, как нужно ездить, где ездить, с какими запретами они могут столкнуться и как избежать различных неприятностей и не причинить вреда себе и окружающим.
К слову, многие думают, что раз самокат приравнивается к пешеходу, то на нём можно ездить где угодно. Например, в метро, особенно по некоторым длинным переходам между станциями. Однако это не так. Зайти в метро с ним можно (причём желательно его сложить), а вот передвигаться – уже нет. Плюс многие забывают, что если транспортируют сложенный самокат, то могут колёсами испачкать других пассажиров. Поэтому опытные и ответственные владельцы самокатов рекомендуют брать с собой чехол или на худой конец бахилы для колёс. Всему этому и предлагают учить будущих райдеров.
Ещё одна причина, почему ГИБДД не хочет вводить запреты и штрафы, – вопрос, как и кто их будет администрировать. С большим трудом верится в то, что сотрудники правоохранительных органов будут оценивать, какой из самокатов имеет право ехать только по дороге, а какой только по велодорожке.
Чтобы убедиться в том, что будет именно так, достаточно посмотреть на велосипедистов. Десятки любителей не роскоши, а средства передвижения пересекают пешеходную дорожку верхом на своём «коне». А это делать запрещено, так как велосипед является транспортным средством. Кроме того, в ПДД чётко указано, что велосипедист обязан двигаться по велодорожке. Если её нет, то по правому краю дороги либо по обочине. Если и это невозможно, то тогда только по тротуару. В реальности у велосипедистов всё наоборот – тротуар всегда в приоритете перед дорогой. Однако никто таких ездоков не ловит и не проводит с ними разъяснительные беседы на предмет посыла их к трём буквам – ПДД.
Если копать глубже, то вопрос образования и сознательного отношения к самокату и велосипеду должен лежать ещё и на столичных властях. В конце концов, это именно они поощряют развитие подобного транспорта в Москве. Взять тот же прокат – в этом году город пообещал, что на улицах будут доступны порядка 10 тыс. самокатов и электросамокатов. Их желание развивать этот вид транспорта понятно. Вот только готов ли город принять всех желающих покататься?
Запретить всегда можно успеть. А вот создать условия для безопасного катания – совсем другая история.