Более сотни светофоров «отрегулировали» в Москве в 2018 году. Почему москвичам следует обращаться в Центр организации дорожного движения (ЦОДД) с просьбами изменить хронометраж на зебре?
ПОЖАЛУЙ, самый яркий пример минувшего года – перекрёсток Каширского шоссе и Шипиловский улицы. Здесь очень сложное движение. Наземные переходы через трёхполосные дублёры Каширского шоссе «включались» для пешеходов очень и очень редко. Специалисты Центра организации дорожного движения изучили проблему. Они обнаружили, что на одной из зебр можно дать пешеходам зелёный свет второй раз за цикл регулирования. Светофор перенастроен, и для транспорта ничего не меняется. Но человек, пересекающий магистраль пешком, теперь ждёт вдвое меньше.
На пересечении Варшавского шоссе и Нагорного проезда проблему ожидания вновь решила дополнительная фаза светофора. Сегодня пешеходы ждут перехода через Нагорный проезд всего одну или полторы минуты, а не три, как раньше. На шоссе ситуация практически не изменилась. Светофорное регулирование – это рутинная работа ЦОДД. В хорошем смысле слова: сводки с зебр и перекрёстков центр анализирует каждую неделю.
Как вы думаете, сколько времени должен гореть зелёный свет для пешеходов? Рассчитать минимум можно по простой формуле: поделить расстояние на скорость движения пешехода. Длина зебры в метрах делится на среднюю скорость идущего человека – 1, 3 м/с. К этой цифре прибавляют ещё 5 секунд – чтобы дорогу успели перейти родители с колясками и пожилые люди.Если в каком-то направлении долго горит красный, «зелёную фазу» пешеходного светофора можно увеличить. «Одно из важнейших правил, установленное ГОСТом, – пешеходное и транспортное направления не должны пересекаться в одной фазе светофорного регулирования!» – подчёркивает Андрей Мухортиков, заместитель начальника управления ЦОДД.
Убрать такое пересечение на перекрёстке Рязанского проспекта и улицы Коперника помогло общественное движение «Союз пешеходов». Активисты обратили внимание властей: через оживлённую дорогу на зелёный свет идут люди – и одновременно проезжают машины. Для них тоже горит зелёный – стрелка направо. Во время строительных работ на участке у светофора сбились настройки. К счастью, ошибка была вовремя обнаружена.
Скорректировать работу светофоров предлагают жители города. За последние годы количество обращений выросло многократно. Ещё десять лет назад граждане писали властям: «Помогите: плохо работает светофор, сделайте, чтобы было хорошо!» А сейчас излагают мысли по-другому: «Пешеходный переход включается лишь раз в 3 минуты. Можно выключить стрелку на 15 секунд, тогда пешеходу нужно ждать всего полторы минуты; фазу выезда с такой-то улицы можно увеличить на 5 секунд, тогда не будет задержек, – рассказывает Мухортиков. – С такими аргументированными предложениями работать значительно проще. Ведь настройка светофоров – дело тонкое. Автоматизировать процесс полностью нельзя – ни один датчик не покажет всей картины и не учтёт поведенческий фактор. Изучать ситуацию нужно на месте». Не так давно появился термин «транспортное самообучение нации».
Люди действительно стали интересоваться дорожным движением. Отсюда огромное количество материалов в Интернете. Блог об организации дорожного движения и светофорном регулировании ведёт и Андрей Мухортиков.Эксперт рассказывает читателям, что и как устроено на московских перекрёстках. «Обратная связь» между горожанами и ЦОДД действительно налаживается. Судя по числу обращений, «пробки» волнуют москвичей не меньше, чем ожидание у перехода.
«По нашим обращениям трижды регулировали светофоры неподалёку от метро «Кузнецкий Мост». Чтобы пересечь Петровку и Неглинку, требовалось 5 минут! – вспоминает председатель общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. – Из-за несогласованных действий светофоров ожидание часто бывает долгим. Например, проезжает 30 машин, и за это время у зебры собирается толпа: 200 человек! Так не должно быть! Сейчас – 30 секунд ожидания и 20 секунд прохода. Что устраивает всех: и пешеходов, и водителей».