Граффити отделят от рекламы?
№ () от 24 января 2018 [«Аргументы Недели », Сергей ГРУНЮШКИН ]
Сегодня городские улицы уже сложно представить без какого-нибудь граффити-рисунка на доме или заборе. Более того, правительство Москвы и само неоднократно поощряло стрит-арт и художников – так в городе появились знаменитый рисунок Майи Плисецкой, Минин и Пожарский на ул. Волхонка и десятки других произведений. Однако как такового правового регулирования по поводу нанесения рисунков на фасады домов – нет. А потому в столичном департаменте СМИ и рекламы задумались над разработкой поправок в КоАП и городской Закон «О благоустройстве».
КАЗАЛОСЬ бы, для чего вообще нужны какие-то поправки и очередная законотворческая деятельность? В конце концов, и сегодня действуют определённые требования к граффити-рисункам. Так, например, чтобы изображение считалось законным и его не закрасили коммунальщики, нужно утвердить проект рисунка с управой района, а также получить разрешение от собственников здания. Если это историческое здание, то согласование требуется с департаментом культурного наследия Москвы.
Предлагаемый проект поправок несильно отличается от нынешних правил. Дизайн-проект граффити также необходимо будет согласовать с не менее чем 2/3 собственников многоквартирного дома и Москомархитектурой, а возможность нанести[end_short_text] рисунок должна быть предусмотрена договором между представителями собственников и исполнителем работ. Кроме того, если в проекте предусмотрена какая-либо текстовая часть, то она не должна занимать больше трети от общего изображения. Рисунок можно будет размещать на срок не более 5 лет (либо двух, если это объект культурного наследия). Но самое главное отличие – в граффити не должно содержаться рекламы!
А что реклама?
Пожалуй, это наиболее значимый пункт поправок. Однако что конкретно будут подразумевать под рекламой? Дело в том, что и сегодня в городе можно встретить граффити-рисунки на зданиях, которые демонстрируют не какой-то определённый товар или услугу, а бренд в целом. Либо есть художественное произведение, а рядом просто логотип компании, которая его проспонсировала. За примерами далеко ходить не нужно. На Никитском бульваре и Зацепском Валу сделали рисунки в поддержку чемпионата мира по футболу – 2018. На граффити изображены футболисты, сам логотип ЧМ-2018 и логотип Альфа-банка как официального европейского банка игр. При этом само изображение вполне себе приятно для глаза. Но будет ли это считаться рекламой?
Или другой пример – несколько лет назад в городе появилось несколько граффити с изображением стюардесс. На рисунке ненавязчиво был также логотип «Аэрофлота». Тоже реклама?
Встречаются и более очевидные рекламные рисунки. Так, на Хорошёвском ш., 22, весь боковой фасад долгое время украшал рисованный постер фильма «Мстители» с анонсом киноленты в 2015 году. Точно так же на Новослободской улице было сделано граффити «28 панфиловцев» к выходу одноимённого фильма. Последнее – вроде и реклама, а в то же время напоминание о подвиге.
Ещё один неоднозначный пример – граффити на здании футбольной академии «Спартак» с изображением Фёдора Черенкова. С одной стороны, пропаганда детско-юношеского спорта, с другой – реклама всё той же академии, в которой есть и коммерческие группы. Как подобное будет рассматриваться? Как реклама? Или же всё-таки законотворчество чиновников будет как-то учитывать специфику подобных изображений?
И что делать с такой неочевидной рекламой, как, например, изображение штурмовиков (без логотипов, без какого-либо текста и т.д.) из вселенной «Звёздных войн», которое появилось неподалёку от метро «Красные Ворота»? Тогда его появление было связано со скорым выходом очередной части космической саги.
Избавиться от мусора
С другой стороны, с бесконтрольной рекламой в граффити тоже следует бороться. В конце концов, так все дома в Москве можно превратить в огромные рекламные площади и зарабатывать на этом большие деньги. По некоторым оценкам, суммарный доход от рекламных граффити за 2017 год может превышать миллиард рублей. Так что кусок действительно лакомый.
Вдобавок жёсткие правила и перечень того, что можно, а что нельзя, помогут спасти то же Садовое кольцо от засилья рекламных граффити. Ведь её возможное пестрящее изобилие ничем не лучше тех же ушедших в прошлое рекламных растяжек над дорогами.
Например, очевидно, что нет ничего ценного с художественной и культурной точки зрения в граффити, на котором крупно изображена банка энергетического напитка конкретной фирмы или же производитель зимних шин. К несчастью, подобное в столице тоже не редкость.
Но есть и обратная сторона медали – если запретить рекламу совсем, то многие спонсоры качественных граффити могут просто исчезнуть.
Вдобавок ещё один неприятный момент. Ответственность за нарушения будут нести авторы проекта, а если их нельзя будет установить – собственники дома, на котором находится граффити. Условно кто-то неизвестный ночью рисует незаконный рисунок, а отвечают за это жильцы? Хорошо придумали.
Конечно, до вступления в силу концепции правил нанесения рисунков на здания нужно не только внести поправки в законодательство, но ещё и согласовать их с мэром Москвы, а после внести в Мосгордуму. Так что, возможно, какие-то изменения в концепции всё же будут.