Аргументы Недели → Город М № 26(568) от 06.07.17 13+

Детям-инвалидам 
негде учиться

, 21:16

Московские школы обвинили в отсутствии инклюзивной среды. Эксперты в сфере образования заявили о том, что ни педагоги, ни руководство образовательных учреждений не готовы обучать детей с особенностями развития. Либо нет условий, либо нет охоты брать инвалидов, которые могут подпортить рейтинг по ЕГЭ.

ТРИ года назад в сфере среднего образования произошла революция, когда были объединены несколько школ и садов. В них попали также и школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых учились по 90–100 человек.Но произошли изменения в системе финансирования школ и оплаты труда учителей. Финансирование стало подушевым – сколько детей, столько школа и получает.

«Понятно, что та школа, где в классах учится по трое – пятеро детей-инвалидов, долго не могла продержаться», – говорит учитель школы №444 Роман Колтунов. Во многом дальнейшая судьба учреждения зависела от руководства нового центра образования. Но, по словам эксперта, в большинстве случаев они закрывались. А куда деваться детям, которые раньше учились в специальных школах? Перед ними вставал не самый лучший выбор: либо идти в обычную школу рядом с домом и приспосабливаться к новым условиям, либо ездить за тридевять земель в коррекционную.

Инклюзивное образование

В каждом округе таких школ не так много, не более 10. Причём нужно понимать, что каждая специализируется на определённом нарушении, будь то плохое зрение или слух, задержка психического или умственного развития и другое. «Проблема ребёнка, который учится в коррекционной школе, заключается в том, что происходит его инвалидизация, потому что он развивается среди таких же детей.

Он изолирован от остального общества. Ему не к чему тянуться и некуда развиваться. А ребёнок всегда должен тянуться за кем-то или чем-то лучшим, – говорит заместитель директора Центра реабилитации инвалидов детства Дарья Блинова. – Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурных особенностей включены в общую систему 
образования. Они обучаются вместе со сверстниками без инвалидности и с инвалидностью».

Если ребёнок понимает содержание уроков, есть определённые речевая и двигательная функции, то обучение вполне возможно. «Обидно, что не все школы могут позволить давать образование детям-колясочникам, которые часто готовы осваивать школьный материал. Не все школы оборудованы лифтами, у ребят просто нет возможности учиться со своими здоровыми сверстниками», – говорит учитель. А выделить средства из бюджета школа не может. Ведь ей ещё, к примеру, нужно оснастить спортивный зал к началу учебного года. В рамках начальной школы такие дети могут учиться, когда все уроки в одном классе, на первом этаже. Но впоследствии, когда начинаются новые предметы, возникнут сложности. Новые школы, которые строились с 2010 года, уже оснащены лифтами и пандусами. Эксперты предлагают перевести образование для таких детей в эти учреждения. Появится ли такая идея у руководства столичного образования, покажут время и опыт.

Ценные кадры

Безусловно, чтобы такой ребёнок с ограниченными возможностями здоровья чувствовал себя комфортно в общеобразовательной школе, классный руководитель должен проводить беседу с детьми и родителями. «Если класс станет относиться к нему хорошо, то и школа его примет. Почему у нас на зелёные волосы обращают внимание только первые два дня, а потом привыкают? Так же и здесь может быть», – говорит Колтунов.

Но этого, конечно, мало. Один учитель не может разорваться и вести урок всему классу и уделять особое внимание ребёнку-инвалиду. Образовательный процесс идёт насмарку. «В московских школах не хватает ставки тьюторов. Тьютор – сопровождающий педагог, который помогает ребёнку с особенностями развития адаптироваться, усваивать школьный материал и знает его особенности», – отмечает заместитель директора Центра реабилитации инвалидов детства.

Такие сотрудники, по словам эксперта, могли бы работать с детьми с интеллектуальными нарушениями, со слабовидящими и слабослышащими. В силу их отсутствия родителям сейчас приходится самостоятельно искать и нанимать их и платить им деньги, чтобы тьютор сопровождал ребёнка в образовательном процессе.

Увы, не все родители могут такое позволить. «Поэтому сегодня проблема заключается именно в школах, которые сами по себе не готовы принимать таких детей. К сожалению, большинство школ – такие, – говорит Дарья Блинова. – Поэтому этот вопрос нужно довести до верхов и организовать места, где таких специалистов будут обучать, потому что это тоже определённый вид педагогики, искусство».

Целью инклюзивного образования, несомненно, должна стать не просто идея, а дети, чья жизнь станет ярче и интереснее рядом со здоровыми детьми. А ребята, которые учатся с ребёнком-инвалидом, – будут добрее и более ответственными и порядочными. «Для этого нужно отставить на второй план проблемы бюджетной экономии, а значит, создавать условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах и сохранять коррекционные, – говорит кандидат медицинских наук Марина Караваева. Конечно, это задача не на один год, она требует терпения и вложений».

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram