Москва, как и любой мегаполис, давно ассоциируется у автомобилистов с многочисленными пробками. Впрочем, власти города надеются, что заторы на дорогах никогда не победят Златоглавую. По крайней мере в последние годы складывается положительная тенденция, хоть и небольшая, к увеличению средней скорости на дорогах. Однако, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, главной причиной пробок в городе по-прежнему являются иногородние автомобилисты.
Единственный вариант, как снизить поток автомобилистов из «замкадья», – это развитие общественного транспорта. Определённый прогресс в этом плане может принести развитие МЦК. Сегодня введена в эксплуатацию 31 станция, а в дальнейшем планируются работы по интеграции нового кольца в транспортную систему Москвы за счёт переноса ж/д платформ и строительства переходов на метро. Но, для того чтобы этот вид транспорта стал пользоваться популярностью именно у автомобилистов, необходимо создавать перехватывающие парковки, которых нет у большинства станций МЦК.
Впрочем, по словам первого заместителя руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Гамида Булатова, в ближайшем будущем планируется организовать 17 перехватывающих стоянок возле платформ МЦК. Ожидается, что их общая вместимость составит около 3,5 тыс. машино-мест. Сегодня же такие парковки есть лишь у четырёх станций МЦК: «Ботанический сад», «Локомотив», «Лужники» и «Бульвар Рокоссовского». Кроме того, планируется строительство парковок общей вместимостью порядка 1,5 тыс. машино-мест у станций «Измайлово» и «Соколиная Гора».
Потребность в перехватывающих стоянках действительно высока. На сегодняшний день у столичного метрополитена действует 28 таких парковок с 6149 машино-местами. При этом их средняя заполняемость в будние дни составляет почти 100%. Кроме того, с ноября бесплатный период пользования такими стоянками продлили с 5:30 до 01:00. Плата не взимается, если вы совершили 2 поездки на метро в этот день.
Тарифы вырастут?
Однако, несмотря на какие-то действительно положительные для всех сторон решения, городские власти продолжают дискриминационную политику в отношении автомобилистов. Так, например, С. Собянин не исключает повышения тарифов на платную парковку в столице. Как он заявлял, «нехватка мест на парковке решается не увеличением количества парковок, а их подорожанием. Нет никакого другого способа». Безусловно, если везде ставить знаки «Стоянка запрещена», то уже и платных парковок не напасёшься.
К слову, о том, как принимается решение об увеличении тарифов. Сначала устанавливается одна стоимость. Далее проводится мониторинг заполняемости. Если стоянки забиваются больше чем на 80%, то время поднимать плату; если меньше 60% –не имеет смысла. Алгоритм интересный. Особенно если перенести всё это в плоскость рыночных отношений. Есть продавец дефицитного товара (город), есть покупатель (автомобилист) и есть тонкая грань, мол, за такую стоимость машино-место на час ещё готовы брать, а за большую уже нет. Поэтому если и будет удорожание парковки в следующем году, то вряд ли оно станет каким-то пугающим. А то все клиенты разбегутся по автобусам и метро. Что, в конце концов, тоже не слишком выгодно и городу, и автомобилистам, которые уже привыкли платить за комфорт.
Ко всему привыкнут
У подобного пути постепенного увеличения платы за парковки есть один существенный недостаток. По словам руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР), директора «Национального общественного центра безопасности движения» Сергея Канаева, водители в течение трёх месяцев привыкнут к новым тарифам. В конце концов, все же по-прежнему продолжают пользоваться общественным транспортом, покупают продукты, платят за бензин. Хотя цены у нас на всё это лишь растут. Аналогичная ситуация и с парковочным пространством. Реально дать машино-места в центре – если отказаться от строительства многоуровневых парковок – могут только драконовские тарифы. Вот только вместе с пустующим Тверским бульваром Москва получит ещё и социальный взрыв.
Получается, что возможное повышение тарифов – это лишний способ наполнить бюджет?
Казалось бы, ещё один способ, чтобы заставить водителей отказаться от автомобиля, – развивать сеть общественного транспорта. Многое уже было сделано столичными властями, однако не всё повлекло за собой позитивные изменения. Например, в августе было отменено 370 маршрутов частных перевозчиков, а вместо них появилось лишь 200 с небольшим.
Власти решили убрать микроавтобусы, которые дублировали маршруты «Мосгортранса». Однако привело всё это к переполненным автобусам. Так что автомобилист, который решил не стоять в пробке, теперь будет стоять зажатый толпой. Конечно, процесс реформы общественного транспорта продолжается, и многие промахи будут устранены, но такое головотяпство настораживает. Кстати, по слухам, у властей Московской области и столицы есть идея отменить такие же дублирующие маршруты автобусов, курсирующих между ближним Подмосковьем и периферийными станциями метро. Интересно, как это может повлиять на главную причину столичных пробок – автомобилистов из области?