Московский департамент здравоохранения создал в Интернете «Доску почёта» для врачей. Однако сама идея принадлежит не властям, а пациенту – жителю столицы. Выздоровев от тяжёлой болезни, он написал в социальной сети благодарность вылечившему его доктору. Было это в мае 2015 года.
К словам благодарности горожанин добавил: «Спасибо, доктор!» Фраза прижилась – и через год с небольшим стала названием нового сайта Департамента здравоохранения. Интернет-страница спасибодоктор.москва за первую неделю собрала более 200 историй выздоровления. Москвичи соскучились по старой советской традиции. Кто-то даже предложил создать аналогичный сайт для педагогов – «Спасибо, учитель!».
Добрые слова вдохновляют на успехи, и этого стимула важнейшим, пусть и не «престижным», профессиям врача и учителя давно недоставало. Однако положительный опыт прошлых лет возвращается почему-то… наполовину.Как замечает глава Департамента здравоохранения Алексей Хрипун, благодарность жителей столицы – это «оценка той действительно огромной работы правительства Москвы, проделанной за последние несколько лет в сфере столичного здравоохранения». С такой трактовкой «Доски почёта» посетители сайта вряд ли согласятся.
Пациенты благодарят именно медиков. Врачей, медсестёр, всех, кто был рядом и помог. А медики всё чаще спасают жизни не благодаря «оптимизации», а вопреки ей. Что касается методов оценки, то стоит обратиться к опыту сравнительно недавнего прошлого. В середине ХХ века отмечали не только успехи, но и достижения со знаком минус. Даже в школах помимо доски почёта имелась и другая доска. На ней красовались… неуспевающие ученики. На предприятиях был товарищеский суд.
Школа возвращается к старой традиции более последовательно. Департамент образования раз в две недели проводит общегородские родительские онлайн-собрания. Каждый житель столицы может принять в них участие – и высказать как признательность, так и порицание. Департамент здравоохранения решил ограничиться одними благодарностями. И почему-то счёл признание заслуг докторов высокой оценкой… медицинской реформы. Одним из главных «достижений» которой стали сокращения врачей.
Поставь оценку
Сайта, где можно было бы поставить оценку реорганизации московского здравоохранения, поисковики почему-то не находят. На ошибки медицины рекомендуют жаловаться в Росздравнадзор, Минздрав, ФФОМС, страховые компании – и всё в тот же городской Департамент здравоохранения. Результаты «оптимизации» (причём не только в Москве) подверглись широкой огласке лишь в 2015 году на форуме ОНФ, посвящённом медицинской реформе. Оставлять пациентов без лечения в 2013–2014 годах стали чаще, а госпитализировать больных – всё реже. Счётная палата зафиксировала рост отказов в вызове «скорой». Росстат заметил, что в результате оптимизации врачам удаётся спасти всё меньше пациентов. Причина оказалась проста: из-за сокращений медиков нередко бывает так, что экстренных больных – двое, а хирург – один.
Благодаря реформе лечить москвичей всё чаще некому. На февраль 2015 года в столице сократили 8,3 тыс. медицинских работников. Однако уже в мае прошлого года заммэра по социальным вопросам Леонид Печатников заверял: «Оптимизация системы здравоохранения в Москве закончилась с прекрасными результатами. Таких положительных демографических показателей, которые сложились в Москве за 2014 год, никогда не было». С Печатниковым не согласилась министр здравоохранения Вероника Скворцова. Она заметила, что 80% жалоб пациентов на качество лечения… приходится именно на Первопрестольную.
Оценить реформу
Для медиков, переживших оптимизацию, интернет-страница с благодарностями – огромная поддержка. К счастью, москвичи благодарят не только врачей, но и остальных специалистов, без которых труд врача невозможен. «Спасибо большое прекрасному медбрату нейрореанимации, с которым пребывание в не самом позитивном месте было позитивно скрашено и процесс восстановления шёл в отличном настроении», – пишет пациент, вернувшийся к жизни после инсульта. От среднего и младшего медперсонала зависит многое. Для больного и его близких сайт спасибодоктор.москва – это ещё и возможность узнать о врачах, у которых стоит лечиться. Не менее важную информацию о медицинских ошибках и реформах дают лишь считаные страницы – например, сайт Лиги защитников пациентов. Об интернет-ресурсе, где москвичи могли бы оставлять отзывы об «оптимизации» и её последствиях, пока остаётся только мечтать. Подвиг медицинских работников – вопреки всем реорганизациям и сокращениям – реформаторы расценивают как доказательство своей личной эффективности. И почему-то не спешат предавать гласности итоги экспериментов.