Столичные власти изобрели новый способ контроля над здравоохранением: за очередями в поликлиниках и вежливостью врачей проследят тысячи тайных пациентов. Они же оценят работу Единой медицинской информационной системы (ЕМИАС).
«У нас достаточное количество волонтёров, которые готовы добыть нужную информацию», – утверждает заместитель руководителя департамента информационных технологий Владимир Макаров. По его мнению, система ЕМИАС позволяет отследить следующие моменты. Например, как трудно записаться на приём к врачу. Сколько времени пациент проводит в очереди. И как только департамент здравоохранения получит эти данные, он должен как можно быстрее вместе с руководством поликлиники разобраться, в чём проблема. И что нужно сделать, чтобы она исчезла.
Жестокие инновации
Та часть работы поликлиники, которую может оценить «мнимый больной», на самом деле незначительна. К большинству врачей-специалистов записывает не регистратура, а участковый терапевт. Без его согласия нельзя попасть на приём, например, к гастроэнтерологу или кардиологу. Список докторов, к которым можно записаться, минуя терапевта, невелик. Это хирург, офтальмолог, отоларинголог, гинеколог, уролог и стоматолог. Это не многолетняя медицинская традиция, а «инновация» московских реформаторов здравоохранения. Терапевты новыми «полномочиями», мягко говоря, не довольны.
«Медицина стала услугой. Отсюда и такой подход», – с горечью констатирует врач с более чем 30-летним стажем, член Союза писателей Андрей Звонков.Что касается «тайных пациентов», то они проверяют не медобслуживание и не качество лечения. А доступность и качество «услуг». Например, чтобы специалисты не грубили и не хамили. И не заставляли пожилых ждать часами под дверью.
Реальные штрафы
Как определять меру этой необходимости – особенно если речь идёт о мнимом заболевании. Если доктор поверит «жалобам» и назначит лечение, тогда его с трудом можно назвать хорошим специалистом. Прежде всего авторам идеи с тайным пациентом стоило задать себе вопрос: как должен врач поступать с симулянтом? И что делать с обманщиком, когда его схватят по-настоящему? Одна из главных причин отказа в помощи не мнимым, а настоящим больным – это штрафы от страховых компаний. За «необоснованную» госпитализацию и «лишние» обследования медиков наказывают рублём. Тысячи складываются в миллиарды. А потом врачи боятся отправить в больницу пациента, которому спасёт жизнь только стационар.
«Мы часто возмущены качеством медицинской помощи. Неправильный диагноз, неверный курс лечения, безответственность лечащего врача могут стоить пациенту жизни. Для того чтобы выявить недобросовестность, необходимо сделать экспертизу медицинской помощи, – считает глава пресс-службы Московского общества защиты потребителей Анна Зыкина. –Она выясняет параметры качественного или некачественного оказания помощи, также формирует доказательную базу для привлечения медучреждений и врачей к гражданской или уголовной ответственности. Но во многих случаях претензии к врачу или клинике в целом необоснованны, и экспертиза это тоже выявляет. Медпомощь может быть на высшем уровне, а курс лечения ошибочный. К тому же человек, который нерегулярно посещает врача, не следует их рекомендациям, сам рискует попасть в больницу».
Куда жаловаться
В первую очередь заведующему отделением или главврачу, советует Анна Зыкина. Лучше письменно. В жалобе нужно указать, что вы требуете письменного ответа. В большинстве случаев этого достаточно. Если же главврач или заведующий отделением становится на сторону своих, тогда придётся обратиться в Минздрав или московский департамент здравоохранения.Тем, кто лечился платно, необходимо жаловаться и в Роспотребнадзор. И «частные», и «государственные» пациенты могут написать заявление в прокуратуру с просьбой проверить деятельность врача и медицинского учреждения. Можно ещё подать иск в суд. «Качество работы не означает качество помощи. Речь идёт о сервисе, доступности, комфорте и своевременности помощи. Но мнимые пациенты не могут дать информацию о качестве услуг. Прежде всего потому, что помощь им не нужна. Есть разница и в оценках настоящих больных и мнимых, – подводит итог президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – Надо сказать, что нам жалуются настоящие больные. И если бы по их жалобам была адекватная реакция государства, то это было бы, наверное, гораздо важнее, чем работа с мнимыми больными и мнимыми болезнями. А так есть подозрение, что работа здравоохранения тоже может стать в какой-то мере мнимой».