У первых выпускников Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова состоялась, наверное, самая главная репетиция за всё время их обучения – они вышли на сцену Театра киноактёра, чтобы в первый раз представить широкой и при этом компетентнейшей публике свою дипломную работу – постановку «Метаморфозы» по мотивам произведений Чехова и Бунина.
«Метаморфозы» Михалкова
«Почему Чехов, почему Бунин? Уникальные произведения – мы взяли великую русскую классику, мы взяли то, что наполнено атмосферой изначально, – гениальный Антон Павлович и гениальный Иван Алексеевич. Попытаться из этой прозы выжать для сцены, для актёров атмосферу – это серьёзнейшая задача, с которой мы не всегда справляемся, но она является основополагающей для наших поисков», – объясняет художественный руководитель академии, народный артист РСФСР Никита Михалков. При этом перенести классическое произведение на сцену, сохранив авторскую мысль и именно ту самую, а не какую-то другую, неповторимую атмосферу, которую автор в своё сочинение заключил, является, по словам Михалкова, важнейшей задачей для режиссёра, который хочет поставить произведение, а не создать пародию. Тем не менее экспериментировать с жанрами постановщики не побоялись – на это ещё до начала действа зрителю недвусмысленно намекает само название – «Метаморфозы». Кто предупреждён – тот вооружён, зритель был готов ко всему и, возможно, менее всего к тому, что предстоящие метаморфозы будут действительно оправданы – с командой «занавес» актёры начали эти сомнения развеивать, крепко взяли зрителя за обе руки и уверенно повели к катарсису. Чеховские «Бабы» в интерпретации академии – это танец, в котором радость и любовь сливаются с безумием, отчаянием и скорбью, и получившееся многогранное чувство, которое трудно объяснить словом, оказывается, прекрасно передаётся зрителю с помощью языка тела. «Месть» Бунина поместили в кабаре, где запах перегара перебивается запахом женских духов и папирос. Есть место на сцене юмору и сатире – чеховские «Ушла» или «Без места», где одна из актрис успешно примеряет на себя мужскую роль. «Лёгкое дыхание» и «Холодная осень» Бунина звучат невероятно пронзительно в исполнении выпускников академии. Декорации минимальные – всё, что необходимо, проецируется на задник сцены, благодаря этому декорации становятся подвижными, а само действо – ещё динамичнее, напряжённее и драматичнее. Редкие замечания художественного руководителя норовят выхватить зрителя обратно в реальность и напомнить, что он находится на репетиции, но через секунду зритель обнаруживает себя погружённым с головой в произведение вновь.
«Съёмочная площадка – это семья»
«Мы не учим актёров, мы хотим их вооружить и дать им методы и способы защищать свою профессию от плохой режиссуры», – разъясняет одну из главных задач академии Михалков. Хотя работать выпускникам ещё есть над чем, всё же, глядя на них, порой создаётся впечатление, что эти ребята вооружены не по годам, а ведь это только первый полногодичный выпуск. «Самое главное, что у нас всё получилось, мы гордимся своими преподавателями, на следующий год у Никиты Сергеевича (Михалкова. – Прим. ред.) большие планы, поднимается ещё выше и выше планка отбора студентов в нашу академию. Студенты актёрской кафедры, которую возглавлял Никита Сергеевич, сами удивляются, насколько они за это короткое время выросли. Это огромная разница между теми актёрами, которые поступали, и теми, кто на сцене сегодня, – нам есть чем и кем гордиться», – рассказывает продюсер постановки, директор Государственного театра киноактёра и проректор академии Сурен Шаумян. Помимо актёрского отделения, или, как это называется здесь, актёрской мастерской, в академии действуют ещё три отделения – режиссёрское, операторское и продюсерское – на выпуске получается практически полноценная команда.
«Убеждён, что съёмочная площадка – это семья, это атмосфера. Если после команды «стоп» разрушилась атмосфера – считайте, что вы всё потеряли, – говорит Михалков. – У актёра в театре есть зритель, есть публика. Если актёр хорош – он заставит себя слушать, и вы будете получать наслаждение от того, что вы слушаете, внимаете и вам это важно. У актёра в кино нет такого зрителя, для актёра кино зритель – площадка: осветитель, ассистент – всё. И эта энергия, которую актёр должен впитывать от тех, кто за ним наблюдает, она должна быть живой». Живой энергии – пищи для актёра в зале было предостаточно, иногда можно было даже начать за актёров переживать – не окажется ли её слишком много для молодого организма? Но эта энергия, вся до последнего микроджоуля – их заслуга, и ни один зритель в зале не был против поделиться с ними ни этой энергией, ни вскриком «браво!», ни аплодисментами, которые под занавес не стихали долго.