В Москве не обходится ни дня без автомобильных аварий. Более того, если верить недавним заявлениям столичной ГИБДД, – чуть ли не десятая часть всех ДТП происходит с участием водителей, у которых опыт вождения составляет менее двух лет. Однако кого винят блюстители порядка? Критика обрушилась на автошколы, мол, те плохо готовят начинающих автолюбителей к суровым дорожным реалиям в Москве. Но, может, проблема глубже?
Для начала немного официальной статистики. По информации ГИБДД, в 2015 г. в Златоглавой водителями со стажем менее двух лет было совершено 794 ДТП. В результате которых погибли 46 человек, а ещё 1007 получили ранения. Справедливости ради стоит отметить, что число аварий по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 21,5%, количество смертельных исходов сократилось почти вдвое (на 45%), а раненых – на пятую часть.
Казалось бы, будь на месте ГИБДД мэр столицы Сергей Собянин,он завёл бы разговор о положительной тенденции по аналогии с выросшей средней скоростью движения на пару км/ч и считал бы, наверное, подобные показатели отличным результатом. Однако Госавтоинспекция относится к статистике ДТП иначе.
Кто виноват?
По мнению представителей ГИБДД, свою лепту в количество аварий вносят в том числе и автошколы. Якобы большая часть этих заведений даёт лишь минимальный набор знаний своим ученикам, которого достаточно только для успешного прохождения экзамена. Напрашивается вопрос – получается, что в Москве понимания Правил дорожного движения и набора практических навыков вождения недостаточно для того, чтобы чувствовать себя на дороге безопасно? Тогда при чём тут автошколы, неужели они должны обучать ещё и экстремальному вождению? Или тех, кто занимается летом, заставлять ждать зимы, чтобы показать им, как кататься по гололёду и реагентам?
Стоит напомнить, что с 11 августа 2014 года начали действовать новые программы обучения водителей, которые подготовило Минобрнауки. В пояснительной записке значатся прекрасные слова: «Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объём практики». Получается, что претензии стоит предъявлять не автошколам, которых становится всё меньше?
Как следует из комментария председателя некоммерческого партнёрства «Гильдия автошкол» Сергея Лобарёва, «цифры снижения аварийности с участием новичков обоснованы тем фактом, что в результате непомерных требований программ обучения водителей 60% автошкол России приостановили свою деятельность. Стоимость обучения выросла вдвое, количество желающих в РФ получить права снизилось более чем на 50%. Проблема аварийности решена самым простым способом: меньше водителей – меньше ДТП».
Почём права для народа?
Конечно, жёсткие требования не только сократили число легальных автошкол, но и увеличили количество полулегальных. Это отмечает и глава Госавтоинспекции – такие организации заключают фиктивные договоры на использование необорудованных и небезопасных площадок, а также сокращают часы, которые выделены на практические занятия. Так что не следует полагать, что все автошколы «белые и пушистые», а с образованием у автолюбителей всё в порядке.
Но вместе с тем глупо считать, что во всех бедах виноваты учебные заведения. ГИБДД к выпуску неподготовленных водителей на дороги причастна не меньше. Виновата коррупция, а именно возможность заплатить за сдачу экзаменов. Человек по факту может даже не учиться в автошколе. За сумму, которая меньше, чем стоимость машино-места на парковке вам сделают все необходимые документы. Главное на практических зачётах – сильно не косячить.
Усугубляет ситуацию и то, что в ГИБДД покупка прав зачастую поставлена на поток. Вы можете честно отучиться в автошколе, сдать экзамены. Затем прийти в ГИБДД и успешно пройти теорию и первый этап практического зачёта. А в городе будет самое интересное – инспектор начнёт вас целенаправленно «валить», отправит на сложный маршрут и будет придираться к мелочам. Не сдали первый раз, второй, третий! Проще отдать купюру с изображением Хабаровска.
На этом выстроен бизнес и, естественно, это вряд ли может повлиять на улучшение статистики ДТП, которые совершают водители со стажем менее двух лет. Безусловно, в аварии никто попадать не собирается, однако это всё равно происходит независимо от того, как готовят водителей, проплачивают ли эти люди экзамены и т.д. В 2015 году с января по ноябрь в столице произошло 9338 ДТП, в которых погибли 607 человек и были ранены 10 690.
Причин много – от сложных дорожных условий и погоды до плохо расставленных знаков и отвлекающих факторов. Не последнюю роль играет и нарушение ПДД.
Так что необходимо не только корректировать методику обучения водителей, для чего в ГИБДД создадут специальную рабочую группу, которая будет посещать занятия в автошколах, но и заниматься решением проблемы комплексно. Ведь чего будут стоить десятки часов теории и практики, когда за получение прав назначена вполне конкретная цена? А водители ездят не по правилам, а по понятиям в силу слабого контроля и плохой организации дорожного движения.