Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 5(496) от 11.02.16

Музыка улиц струится в метро

, 08:43

В московском метро в первой половине этого года зазвучит живая музыка. Столичные власти официально разрешили уличным музыкантам выступать в подземке. Но не всем.

Как в Лондоне

Деятельность артистов уличного жанра решено поставить под строгий контроль, опираясь на опыт Лондона, где музыканты играют в метро по лицензии. Теперь, чтобы получить право выступать в московской подземке, исполнитель должен подать заявку на специальном сайте и пройти прослушивание в Московском продюсерском центре – подведомственном учреждении департамента культуры.

Планируется отобрать 150 исполнителей, которые получат бесплатную лицензию на выступление на 15 утверждённых площадках. Музыкальные зоны размером три на полтора метра появятся на станциях: «Арбатская» (Филёвская линия), «Боровицкая», «Воробьёвы горы», «Выставочная», «Достоевская», «Китай-город», «Курская», «Лермонтовский проспект», «Маяковская», «Полянка» и «Трубная», а также в переходах с «Трубной» на «Цветной бульвар», с «Театральной» на «Охотный Ряд», с «Охотного Ряда» на «Театральную» и между «Театральной» и «Площадью Революции». В департаменте транспорта поясняют, что места выбраны с учётом требований безопасности, пожеланий представителей метрополитена, департамента культуры и пассажиров.

Забронировать двухчасовой промежуток для выступления на любой из точек артисты смогут по телефону или в режиме онлайн. Концерты будут бесплатными как для музыкантов, так и для зрителей, но желающие могут поощрять исполнителей добровольными пожертвованиями. Московские власти надеются, что музыкальный проект метрополитена улучшит его имидж и повысит привлекательность города для туристов.

Давно пора

Легализацию выступлений в подземке поддерживают эксперты и музыканты. В Московской общественной организации артистов уличного жанра считают, что это защитит исполнителей от притеснений со стороны правоохранительных органов. Юристы также полагают, что нововведение существенно улучшит положение уличных музыкантов, потому как сегодня они подвергаются суровым санкциям.

«Чрезмерное наказание за нарушения правил общественного порядка, когда и без того слабо защищённых уличных артистов обязывают заплатить административный штраф от 10 до 20 тысяч рублей», – комментирует адвокат Тимур Беспалов. Его коллега Михаил Красильников обращает внимание, что общественный порядок – слишком широкое понятие. Это осложняет правовое регулирование в этой сфере. «Может быть, живая музыка и есть одна из составляющих общественного порядка? Конечно, если она не нарушает положения закона», – подчёркивает он.

Регулирование деятельности уличных артистов должно повысить качество их выступлений. «Пример Европы подтверждает, что творчество музыкантов делает большие города комфортнее и уютнее, создаёт неповторимый колорит, особую атмосферу, – полагает Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой компании. – Но у нас эта культура неорганизованна, часто сопряжена с маргинальным образом жизни. Легализация позволит её преобразить». Того же мнения придерживается музыкальный продюсер Антон Дьяченко: «Нововведение поможет «причесать» уличных музыкантов. В Москве это либо подростки, разучившие три аккорда и песни Цоя, либо выпускники музыкальных школ, из-за нужды доставшие свои инструменты с антресолей». В Европе уличные артисты проходят кастинг, чтобы выступать в туристических районах города.

Авторитетное жюри

Начальник управления развития Московского метрополитена департамента транспорта Москвы Владимир Титов заверил, что выбор достойных музыкантов доверят авторитетному жюри. Дискриминации по стилям и инструментам не будет, на репертуар наложат единственное ограничение – он не должен оскорблять пассажиров, так что песни с ненормативной лексикой попадут под запрет.

Однако к процедуре «лицензирования» всё равно остаются вопросы. В Московской общественной организации артистов уличного жанра опасаются цензуры и коррупции при выборе достойных кандидатур. Тимур Беспалов также считает, что вкусы артистов, публики и жюри могут не совпадать: «Самородок, виртуозно отбивающий хиты на консервных банках в парижском метро, скорее всего, будет не понят чиновниками, в то время как москвичи наверняка собирались бы вокруг него». По его мнению, к реализации проекта необходимо привлечь работающие с уличными музыкантами общественные организации, способные наладить диалог между исполнителями и властями.

Елин считает, что наиболее эффективный механизм отбора – финансовый: «Площадки для музыкантов, если на них будет спрос, могут стать платными. Если артист невостребован, для него пропадает смысл арендовать место». Таким образом, можно будет эффективно регулировать рынок уличных музыкантов. И отбирать лучших.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram