Губернатор Московской области Андрей Воробьёв 10 января объявил о том, что в 2016 году должно начаться строительство первых четырёх платных путепроводов через железные дороги в Подмосковье. По словам Воробьёва, стоимость проезда через такую государственно-частную «переправу» составит от 30 до 80 рублей. Ориентировочно к 2018 году они уже начнут свою работу.
Ранее предполагалось, что стоимость возведения всех 4 путепроводов должна обойтись инвесторам примерно в 3 млрд рублей. Появятся они на территории городских округов Домодедово (Востряково) и Балашиха (Чёрное), в Одинцовском (Кубинка) и Пушкинском (Правдинский) районах. Однако если верить губернатору, то цена постройки одного такого переезда варьируется от 1,5 до 4 миллиардов. Впрочем, может, он имел в виду только те путепроводы, бесплатные для народа, которые строятся в рамках государственной программы «Свободный переезд»?
Но зачем потребовалось искать помощи у РФПИ и итальянцев, если в Подмосковье уже есть целая программа по возведению надземных железнодорожных переездов? Официальный ответ банален: у Московской области нет денег на строительство нужного количества путепроводов, чтобы обеспечить должную транспортную доступность. По некоторым подсчётам, в Подмосковье нужно около сотни таких переездов, тогда как программа «Свободный переезд» предполагает строительство всего 17 объектов за 63 млрд рублей. Отсюда и желание частично свалить это бремя на плечи государственно-частного партнёрства.
Семь бед – один ответ
К слову, платный переезд – это не ноу-хау правительства Московской области. Первая железнодорожная переправа через реку была построена в Рязанской области в декабре 2012 года и введена в эксплуатацию на платной основе с 1 марта 2013 года. Обошлась она тогда в скромные 200 млн руб., а стоимость проезда тогда составляла 15 руб. для легкового автотранспорта и 30 руб. для грузового. При этом в ночное время (с 23:00 до 6:00) легковушки катались бесплатно.
Безусловно, стоит отметить пользу подобных путепроводов. Во-первых, для Подмосковья это практически единственное решение проблемы обычных, одноуровневых ж/д переездов и связанных с ними километровых пробок. На многих направлениях Московской ЖД интенсивность движения поездов настолько велика, что фактически переезды закрыты по 18–19 часов в сутки. Беда ещё и в том, что шлагбаум на них опускается чаще именно в часы пик. Растёт число автомобилей, растёт и число самих электричек. Получается патовая ситуация, если не создавать надземные путепроводы. В том числе и платные.
Во-вторых, обычный ж/д переезд – место весьма небезопасное. В Подмосковье за период с января по ноябрь 2015 года произошло 16 ДТП, в результате которых погибли 4 человека, а пострадали 14. Надземный путепровод эту проблему решает.
В-третьих, сами одноуровневые переезды существенно сокращают скорость движения электричек и мешают в том числе развитию высокоскоростного общественного транспорта.
Останется ли альтернатива?
Есть и ряд вопросов к платным путепроводам. Один из них – это предполагаемая цена в 30–80 рублей. Правительство Московской области не обмолвилось, на каком основании подсчитывали стоимость проезда. К слову, в случае с проектом в Рязанской области в качестве основы брались такие критерии, как примерная стоимость расходуемого бензина на 3–4 км пути, тарифный план ориентировался на зарплаты 90% автомобилистов и то, что их месячные дорожные расходы не должны превышать 2% от доходов.
По данным Мособлстата, в августе 2015 года средняя зарплата в Подмосковье составляла 42 606 рублей. Если пользоваться платным переездом дважды в сутки и исключительно по рабочим дням, то за месяц набегает 1200 руб. (при цене 30 руб.), что почти на треть выше 2% дорожных расходов от доходов. Плюс ко всему ослабление курса рубля и инфляция снижают покупательскую способность.
Конечно, в таком случае должна быть доступная и бесплатная альтернатива платным путепроводам. Например, те же уже существующие переезды. Именно на этом принципе базировалась идея платных автодорог. Но, как показывает практика, таким принципом могут и пренебречь. В 2012 году Игорь Шувалов, первый зампред правительства РФ, не исключал возможности появления платных дорог при отсутствии бесплатной альтернативы. Если есть инвесторы и есть спрос.
Также можно допустить и то, что сама бесплатная альтернатива может стать настолько невыносимой (разбитый асфальт, постоянно закрытый шлагбаум и т.д.), что проще уже будет заплатить деньги за пользование платным, но безопасным путепроводом. Вполне может оказаться и так, что одноуровневые переезды начнут закрывать.
Кроме того, не стоит думать, что платные путепроводы будут исключительно в Московской области. Не так давно, подводя итоги 2015 года, Воробьёв оптимистично сказал: «Мы уже становимся регионом, с которого берут пример». Сама идея создания платной качественной услуги – это весьма неплохо. Другое дело, как всё будет реализовано. Те же платные парковки в центре Москвы тоже были вынужденным решением, которое многих устраивало, – однако их продолжают расширять и, видимо, не успокоятся, пока не дойдут до Владивостока. Что вызывает объяснимое недовольство. В случае с путепроводами камнем преткновения могут стать завышенная цена проезда и отсутствие каких-либо альтернатив.