Аргументы Недели → Город М № 2(493) от 21.01.16

Антикризисная торговля

, 08:51

В Москве организуют городские торговые центры. Их создают в дополнение к ярмаркам выходного дня. Товары в них будут дешевле, чем в супермаркетах и крупных торговых комплексах.

Экономия дорого стоит

Когда вместе с долларом и евро растут ценники на самые необходимые товары и услуги, экономия средств может стать спасением. Главное, чтобы не пришлось платить за неё слишком дорогой ценой. Но достоинства и недостатки антикризисных мер обнаруживаются, как правило, на практике. Наверное, поэтому департамент торговли и услуг принял решение прислушаться к мнению москвичей. По поводу муниципальных торговых центров уже идёт голосование на сайте Российской общественной инициативы, и, если этот проект наберёт хотя бы 100 тысяч голосов, городские власти приступят к его обсуждению. Некоторые разработки у департамента уже есть.

Вопросов к новшеству остаётся немало. Сегодня не известны ни места, где расположатся новые торговые центры, ни способ удерживать цены в них на уровне приемлемых, ни ассортимент. «Для начала нужно понять механизмы, по которым будут функционировать такие торговые центры, кто там будет торговать и по какой цене», – замечает глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. По его мнению, один из способов воплотить идею в жизнь – перевести региональные ярмарки на постоянную основу и размещать их в капитальных строениях. Но создавать такие центры необходимо именно там, где они будут востребованы.

Конечно, привлечь покупателя в кризис не очень сложно. Горожанин, вынужденный экономить, обязательно зайдёт в новый магазин с надеждой на удачу. А вот добиться того, чтобы посетитель пришёл во второй раз, гораздо сложнее.

«Да, уровень жизни сильно упал. Хорошо, что городские власти это понимают и готовы решать проблему. Но идея с муниципальными торговыми центрами вряд ли будет успешной на практике. Законы рынка ведь никто не отменял», – считает муниципальный депутат Черёмушек Алексей Гусев.«Если применять опыт специальных магазинов со сниженными ценами, то необходимо понимать, что ценовая война крайне негативно влияет на бизнес, – говорит руководитель пресс-службы Московского общества защиты потребителей Анна Зыкина. – Акции и скидки спровоцируют ценовую войну с конкурентами, и тогда последствия могут быть разные. В первую очередь – снижение финансовых результатов».Хорошо, если муниципальные магазины поддержит город. И компенсирует скидки для покупателей субсидиями для предпринимателей. А если нет?!

Спасти бизнес

«Прежде всего нужно понять, как разумнее снижать цены», – продолжает Гусев. Сделать товар дешевле можно разними методами. Кто-то экономит на качестве, кто-то владеет помещениями и даёт магазинам приемлемые условия аренды. Арендный платёж в пределах разумного – не просто «антикризисная мера», а спасение малого и среднего бизнеса.По данным Московского общества защиты потребителей, самые распространённые нарушения в магазинах с «низкими» и «очень низкими» ценами – это просроченные товары и неверная информация о цене. На ценнике цифра одна, на кассе – другая.

Создавая городские торговые центры, такие ошибки учесть очень важно. «Лучше всего уделить внимание уровню обслуживания, отношению к людям. От этого будет зависеть, вернётся покупатель в следующий раз или нет», – советует Зыкина.

Несмотря на то что ярмарки выходного дня не всегда могут похвастать низкими ценами, москвичи не только посещают их, но и голосуют за открытие новых мест. Многие посетители живут с ними по соседству и покупают продукты рядом с домом, а не в переполненном супермаркете, до которого нужно ещё и добраться.

Цены взлетят

«Новое повышение цен нахлынет уже через месяц-полтора. Нужно срочно принимать меры по восстановлению полноценной торговли, – предупреждает член Политкомитета партии «ЯБЛОКО» Сергей Митрохин. – Но «экономными» торговыми центрами цены не собьёшь. Там всё возьмут под контроль те же монополисты. Нужно вернуть нормальную цивилизованную торговлю, стимулировать её возрождение в тех местах, откуда её выгнали. Необходимо установить стабильные условия работы малого бизнеса и прекратить душить его арендой. Когда ставки скачут несколько раз в год, это ведёт к разорению малых предприятий. Вернуть палатки. Вернуть торговлю в метро и у метро, без которой москвичам очень трудно».

Создание сети городских торговых центров будет напоминать программу «200 храмов», объясняет Митрохин. Строить уже негде. Попытки соорудить «церкви шаговой доступности» в зелёных зонах привели к отчаянным протестам москвичей. Столица задыхается. Горожане изо всех сил борются за её лёгкие: парки, бульвары, скверы. Стоит ли рассчитывать, что люди поддержат вырубку деревьев ради магазинов?! Даже если эти магазины будут «антикризисными» и «экономными»? Воздух, к сожалению, не купишь.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram