Теперь московским водителям-лихачам следует опасаться не только постов ГИБДД и камер видеонаблюдения: с середины ноября в столице появились тайные патрули. Дорожные полицейские объезжают улицы города на «гражданских» машинах, выявляют и фиксируют нарушения. Вскоре к скрытому патрулю могут присоединиться московские таксисты и байкеры.
Немецкий опыт
На заседании правительства глава МВД России Владимир Колокольцев предложил перенять удачный германский опыт и отправить дорожных инспекторов патрулировать город на автомобилях «без отличительных знаков принадлежности к полиции». Новых законов для этого разрабатывать не пришлось: в наставлении по работе дорожно-патрульной службы предусмотрено скрытое патрулирование.
За две недели скрытого патрулирования было выявлено почти 5 тыс. нарушений: сотрудники ГИБДД задержали 66 машин и несколько преступников, находящихся в розыске. Начальник столичного главка полиции Анатолий Якунин заявил, что ежедневно «под прикрытием» должно работать не менее 30 экипажей ДПС.
Отличить их будет несложно: все инспекторы в «штатной» машине, кроме водителя, должны быть в форме и иметь при себе значки. Сотрудники скрытого патруля работают в паре с дежурным экипажем и передают информацию о нарушителях либо ему, либо на ближайший пост ГИБДД, чтобы коллеги задержали лихачей. Автомобили скрытого патруля оснащены специальным комплексом автоматической фиксации нарушений, так что при желании задержанный может убедиться, что штраф ему выписывают заслуженно. Планируется, что в будущем инспекторы не будут останавливать за несерьёзные нарушения – на основании видеозаписи будет оформлен протокол, и водитель получит штраф по почте.
Засада на колёсах
Сторонники нововведения считают, что оно поможет в борьбе с хамством и агрессивным вождением. В отличие от постов и стационарных камер, которые отмечены в навигаторах, появление скрытых патрулей поможет наказать тех, кто сбавляет скорость при виде человека в форме. По мнению депутата Госдумы и лидера Всероссийской политической партии Вячеслава Лысакова, такая практика будет способствовать достижению дорожной безопасности, особенно в сегодняшних условиях сокращения штата МВД.
Противники скрытого патрулирования видят в нём подмену цели контроля: вместо того чтобы предостерегать водителей от несоблюдения правил, патрули будут штрафовать «состоявшихся» нарушителей. «Скрытое патрулирование преследует задачу обязательно оштрафовать водителя, а не добиться соблюдения правил», – считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. По мнению политика Геннадия Гудкова, ГИБДД должна решать проблемы дорожного движения и помогать водителям, а не превращаться в репрессивный орган. «В России не создано условий для выполнения ПДД: неразвитая дорожная сеть и неграмотная система информирования вынуждают водителей нарушать по ошибке или из-за отсутствия выбора. На мой взгляд, скрытые патрули превратятся в средство обогащения для сотрудников автоинспекции и принесут больше затрат, чем пользы».
Кстати, десятки машин, оборудованных системами видеофиксации, – недешёвое удовольствие, отмечает координатор общества «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. По его мнению, стационарные камеры – более современный способ контроля, обеспечивающий покрытие большей территории.
ГИБДД даёт добро
Недавно начальник управления ГИБДД по Москве Виктор Коваленко заявил, что к скрытому патрулированию столичных дорог собираются привлечь таксистов и байкеров! По словам Коваленко, сотрудничать с дорожной полицией готовы 60 тыс. таксистов и около 20 тыс. мотоциклистов. Передавать сведения о нарушителях добровольцы смогут по специальному корпоративному телефону.
По мнению авторов идеи, контроль со стороны действительно повысит дисциплину на дорогах. Однако непонятно, почему его хотят доверить именно мотоциклистам и таксистам? Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин выразил опасение, что вышеупомянутые помощники полиции могут злоупотреблять своими привилегиями. Такой риск отметил и координатор другого сообщества – «Вежливые мотоциклисты» Арсений Райский.
Но захотят ли байкеры и таксисты, извините, «стучать»? Шофёры таксопарков, например, рискуют получить негативный отзыв клиентов, если будут отвлекаться на посторонние дела. Более того, слишком увлёкшись отслеживанием нарушителей, добровольный патрульный сам может стать причиной аварийной ситуации. Когда в Москве появятся добровольные патрули, в каких правовых рамках они будут действовать и, главное, кто сможет к ним присоединиться, – пока неизвестно.