Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 42(483) от 6.10.14

Москвичам нужны вытрезвители?

, 16:53

Российская негосударственная исследовательская организация «Левада-центр» провела социологический опрос на тему возвращения вытрезвителей. Оказалось, что 39% респондентов полностью поддерживают идею вернуться к «советским практикам борьбы с алкоголизмом». Ещё 33% относятся к этому скорее положительно. Однако брать ответственность за пьяных людей не спешат ни в МВД, ни в Минздраве.

Напомним, что последний вытрезвитель в нашей стране, который работал в структуре МВД, закрылся ещё в октябре 2011 года. Связано это с реформой полиции, с которой решили снять несвойственные ей функции и передать их другим ведомствам. С тех пор забота о перебравших алкоголя легла на плечи Минздравсоцразвития. Причём стадию опьянения зачастую приходится определять всё равно сотрудникам полиции, чтобы решить, что с таким человеком делать – провести профилактическую беседу или вызвать «скорую».

Кроме того, трезвяки, как их прозвали в народе, обладали дурной репутацией – то заберут вполне себе адекватных людей ради выполнения плана, то сотрудники полиции побьют кого-нибудь, а нормальным здоровым людям приходилось находиться в одной комнате с бомжами-туберкулёзниками. В целом приятного мало. И проблему решили радикально – закрыли вытрезвители вовсе.

Но пьяных на улице и число зависимых от алкоголя не стало меньше. Отсутствие трезвяков, по мнению некоторых экспертов, спровоцировало увеличение правонарушений, которые люди совершали в состоянии опьянения. Да и число смертей от алкогольного отравления не шибко уменьшилось: по данным ВОЗ, в России за 2014 г. умерли 500 тыс. человек из-за злоупотребления спиртным. А уменьшение акцизов на алкоголь и снижение его стоимости, по данным Росстата, привело к увеличению смертности в первом квартале 2015 г. на 5,2%. Выходит, напрасно закрывали вытрезвители, ведь это был один из механизмов, который помогал бороться с алкоголем.

Чур не я!

К слову, в самом Минздраве ещё в марте этого года выступили за возращение такой системы помощи. Вероника Скворцова, министр здравоохранения, сказала об этом на заседании комитета Совета Федерации по социальной политике – вот только лечебно-трудовые профилактории и вытрезвители, по её мнению, не должны быть в системе здравоохранения и должны взимать плату за свои услуги.

Также за возращение трезвяков выступает и председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников. Кроме того, не так давно председатель координационного совета Общественной палаты по защите граждан РФ от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости Султан Хамзаев направил письмо главам регионов с просьбой организовать самостоятельно пункты вытрезвителей.

«При этом хотел бы отметить, что в современных условиях это должны быть скорее некие социальные транзитные центры для реабилитации граждан, страдающих алкогольной зависимостью, где они могли бы получить адекватную первоначальную помощь», – пишет в послании Хамзаев.

То есть новые вытрезвители должны быть сформированы без участия МВД и Минздрава. Для этого в Госдуме РФ даже предложили дать субъектам Федерации право закладывать в бюджет расходы на содержание таких учреждений. Однако без серьёзной проработки на уровне Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» этого добиться будет непросто. И, по словам главы МВД Владимира Колокольцева, который также выступил в апреле этого года с инициативой возвращения практики работы вытрезвителей, процесс внесения изменений сильно буксует.

Эвакуация пьяных

Однако, по мнению Александра Закондырина, депутата Войковского района и члена Общественной палаты Москвы, вытрезвители – это довольно слабый инструмент для того, чтобы бороться с алкоголизмом и помогать людям, у которых сильная зависимость от спиртных напитков.

«Очень красивая история получается – проблема пьянства должна быть решена за счёт вытрезвителей, проблемы бедных – за счёт богатых, глупых – за счёт умных и т.д. Такая логика достаточно порочная. Понятно, что общество должно как-то помогать людям, которые ведут асоциальный образ жизни: создавать механизмы их адаптации, а людям, которые уже больны алкоголизмом, оказывать качественную медицинскую помощь. И это не должно происходить где-то в вытрезвителях. Если человек упал и его куда-то просто отвезли проспаться – это не самая эффективная форма помощи. Тем более невозможно определить «на глазок», нужна ли человеку медицинская помощь и в каком состоянии он находится – в алкогольном или наркотическом опьянении? Если, по мнению Минздрава и МВД, такая практика эффективна, у меня простое предложение – давайте передадим всё это в частные руки, создадим центры, может быть, на базе уже существующих коммерческих организаций, где людям будут помогать квалифицированные медики. Но за такую услугу придётся платить – например, сначала государству, а потом попытаться взыскать деньги с человека, которого вытрезвляли. Главное – чтобы не получилось порочной практики по аналогии с принудительной эвакуацией, когда службы будут специально охотиться за всеми нетрезвыми ради выполнения некоего плана. Но в целом я отношусь со скепсисом к идее вытрезвителей, потому что проблема алкоголизма сложная и решать её надо комплексно», – поделился Закондырин.

Очевидно, что необходимость создавать вытрезвители – это желание общества отгородиться и обезопасить себя от людей, ведущих асоциальный образ жизни. Вот только этот механизм всё же борется со следствием, а не с первопричиной проблемы. Необходима последовательная политика, которая основывается не только на карательных методах.

Аргументы специалиста

Алексей Магалиф, эксперт психиатр-нарколог-психотерапевт, главврач Клиники психологической адаптации доктора Магалифа:

– Опеку над перебравшими должны брать на себя и Минздрав, и МВД. Плюс обязателен надзор общественных организаций за деятельностью этих вытрезвителей, если таковые у нас могут быть. Также необходимо, чтобы услуги в них были платными, чтобы клиенты компенсировали помощь либо рублём, либо отрабатывали на общественных работах. Если же клиентам в этих заведениях будут ставить диагноз «алкоголизм», то их необходимо передавать под наблюдение государственной наркологической службы, и в этом случае они уже пациенты государственных клиник, а не просто «переборщившие». Дело за малым: как это всё организовать и контролировать, чтобы клиенты не становились жертвами поборов в этих заведениях и действительно получали адекватную медицинскую помощь. Не исключаю, что помощь в организации этих услуг могли бы оказать благотворительные организации. Я за комплексный подход в решении столь сложной задачи, как лечение и профилактика алкоголизма. Это не только ограничение продажи алкоголя по времени суток и по возрасту, не только профилактика уличного алкоголизма, как, например, вытрезвители или борьба с асоциальными алкоголиками в рамках принудительного лечения, но и активная пропаганда здорового образа жизни в СМИ и профилактика подросткового алкоголизма в виде развития досуговых центров (творческих, спортивных) для молодёжи, а также бесплатная психологическая помощь в семьях алкоголиков. Тогда разговор о вытрезвителях принимает системный характер как важное звено в профилактике алкоголизма.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram