В который раз зазвучали призывы увеличить возраст, по достижении которого можно покупать алкоголь. На этот раз инициативу увеличения возрастной границы поддержала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Доводы сторонников принятия «закона 21» просты. Такая мера сможет оградить от раннего потребления алкоголя большую часть молодого населения. А это позволит противостоять развивающемуся подростковому алкоголизму. Инициатива выдвигалась неоднократно, но пока ни разу не получила должной поддержки правительства. Теперь инициаторы надеются, что поддержка Матвиенко сможет помочь делу.
Такие действия не лишены здравого смысла. Однако, по мнению Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»,данная тема поднимается исключительно ради пиара чиновников. Ведь самое главное в этом вопросе не продажи, а факт потребления спиртного. И запрещать необходимо не торговлю, а потребление спиртного молодыми до 18 лет. Если бы вышеупомянутые меры влекли за собой административную ответственность, то запрет мог бы работать. Но, когда речь идёт лишь о запрете продаж, обойти его молодым людям не составит труда.
Необходимо также отметить, что у нас нет чётких данных об эффективности подобных мер. Есть опыт США, где существует запрет употребления алкоголя до 21 года. Как следствие – огромный подпольный рынок по изготовлению поддельных водительских прав и удостоверений, необходимых для приобретения алкогольной продукции. Поэтому, хотя в западных странах и существуют возрастные ограничения на потребление алкоголя, детский алкоголизм там присутствует.
«Документ вносится на рассмотрение пятый раз, предыдущие версии получили негативные отзывы в правительстве. Кроме того,у нас опять легализовали рекламу пива в спортивных состязаниях, где основная аудитория – молодёжь.
Для того чтобы эффективно бороться с подростковым алкоголизмом, в первую очередь нужно запрещать алкогольную рекламу, которая опять легализована. Нужно исключать сцены употребления алкоголя из телеэфира и кинопроката. Затем внести изменения в закон о СМИ, чтобы с шести утра до одиннадцати вечера по местному времени запрещалась демонстрация употребления алкоголя. После этого можно думать об увеличении возрастного ценза», – говорит Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики.
Если закон будет принят, то его исполнение никто не сможет гарантировать. Следовательно, успешность инициативы сомнительна уже на этапе формирования. Как считает предприниматель Роман Жигульский, никакие запретительные меры не снижают потребление алкоголя. Но даже если запрет будет исполняться, восемнадцатилетние могут попросить приобрести алкоголь старших товарищей. Кстати, половина московских магазинов торгует алкогольной продукцией из-под полы, без всякой лицензии. И что ещё хуже, подобные торговые точки часто находятся под прикрытием правоохранительных органов.