Власти Москвы озаботились проблемой острой нехватки парковочного пространства, к которой привела градостроительная политика мэрии столицы. Уличного пространства для организации стоянок в том же центре города уже практически не осталось, а заниматься строительством подземных паркингов слишком накладно для бюджета. Поэтому чиновники решили вспомнить забытую идею создать механизированные парковки.
По словам префекта Центрального административного округа Москвы Виктора Фуера, подобные стоянки могут появиться летом следующего года. Что они из себя представляют? Это небольшое строение, в котором при помощи специальных механизированных устройств происходит транспортировка автомобилей в парковочные ячейки. Водитель загоняет свою машину на специальную платформу, а затем без участия человека роботизированная система поднимает автомобили и распределяет их, как будто патроны в магазине.
Преимущество таких стоянок в том, что они существенно дешевле в строительстве – не нужно возводить капитальное железобетонное здание, а главное – занимают меньше пространства. Более того, конструкция таких парковок позволяет строить их ввысь.
Предполагается, что пилотные образцы разместят на улице Гиляровского. Ориентировочно они будут высотой по 4–5 этажей и облицованы стеклом. Нечто подобное можно увидеть, например, в районе ВДНХ на стоянке телецентра «Останкино». На территории площадью всего 121 кв. м умещается 34 автомобиля. Причём построили его всего за четыре месяца.
Вспомнить всё
Казалось бы, замечательная идея – куда лучше убогих долгостроев в виде «народных гаражей». Однако власти города хоть и хвалили эту новинку – Сергей Собянин, мэр города, даже побывал на Тушинском машиностроительном заводе, где собирают механизированные парковки, но по каким-то причинам не торопились их возводить.
В 2013 г. Максим Ликсутов, заместитель мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, даже произнёс замечательные слова:
– Город не готов вкладывать деньги в их развитие, но всячески поддержит любого инвестора, который займётся их производством. И земля – не вопрос, мы выделим её за чисто символическую плату в местах, где москвичам труднее всего парковаться. На Болотной площади, проспекте Академика Сахарова и других – готов сразу назвать не меньше двух-трёх десятков адресов.
К слову о земле, та же стоянка в «Останкино» целых четыре года работала в тестовом режиме, в том числе как раз из-за проблем с её оформлением. Затем в 2013 г. посыпались сообщения о том, что вот-вот механизированные парковки появятся чуть ли не повсеместно в столице – и в старых домах, и около новых станций метрополитена. В октябре того же года прошла информация, будто бы в нескольких центральных районах Москвы займутся их возведением, и в 2014-м ими можно будет уже воспользоваться. Однако мэрия, вероятно, была увлечена историей с развитием платных стоянок и повсеместной установкой знаков, запрещающих стоянку или остановку. Поэтому с механизированными паркингами дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. А тем временем в Новосибирске в конце августа уже сдали подобную 14-ярусную стоянку вместимостью 140 автомобилей. Правда, процесс погрузки-выгрузки машины занимает довольно много времени – 3–5 минут. С таким интервалом может образоваться немаленькая очередь из владельцев авто.
От слов к делу?
Похоже, что наверстать упущенное время решили и в Москве. Так, при строительстве Алабяно-Балтийского тоннеля возвели и трёхэтажный паркинг. В этом же году там будет открыта механизированная парковка на 124 места. Что касается пилотного проекта, который, возможно, будет запущен в ЦАО то, по словам В. Фуера, если граждане признают их доступность и станут приветствовать подобные новшества, то эту практику будут распространять и дальше.
Однако не совсем понятны логика и последовательность решений столичной администрации в отношении парковочного пространства. Так, например, тот же эксперимент с созданием зоны платных стоянок, который признали успешным и решили расширять до периферийных районов Москвы, был задуман для того, чтобы улучшить пропускную способность дорог в центре. А вдобавок сократить число парковочных мест, что должно было заставить водителей передвигаться по центру на общественном транспорте.
Теперь получается, что город готов дать новые машино-места в центре, а это означает, что тот же ЦАО становится более доступным для личного транспорта. Хотя, возможно, здесь стоит смотреть на этот вопрос под другим углом – финансовым. Стоимость машино-места в таком паркинге – 400 тыс. рублей, плюс наверняка будет возможность его купить по аналогии с «народными гаражами». Да и не стоит забывать о почасовой оплате. То есть власти, по сути, создают новое пространство, чтобы зарабатывать деньги. Никто не отменял такого сценария, что механизированные парковки тоже доберутся в периферийные районы, где уже сейчас при помощи знаков, запрещающих стоянку и остановку, создают дефицит свободных мест. Ведь если выгодно хранить автомобиль на улице, то и механизированные парковки не нужны.
Впрочем, любое создание мест для стоянок всё же стоит рассматривать в позитивном ключе. Главное, чтобы реализация идеи не подвела и всё это не превратилось в очередное насилие над кошельками москвичей, которым не оставят выбора, где припарковать свой автомобиль.