Аргументы Недели → Город М № 7(448) от 26.02.2015

Без нала обойдёмся

, 19:37

Мы незаметно привыкаем расплачиваться за всё про всё при помощи банковских карт. Делаем мелкие и крупные покупки в интернет-магазинах. Созданием таких интернет-площадок для сделок в режиме онлайн занимаются лидогенераторы. Это те, кто продвигает идею отмены нала во благо интернет-торговли.

Есть ли будущее у карманных денег? И что за процессы происходят сегодня на рынке онлайн-покупок? Нам то и дело твердят, что скоро мы окончательно распрощаемся с банкнотами и монетами. На днях Швеция в очередной раз заявила о своей готовности полностью отказаться от наличных уже до конца 2015 года. И в то же время в столице звучит резкая критика в адрес виртуальных денег. Хотя, как известно, среди крупных мировых держав только в Китае действует запрет на использование виртуальных денег для приобретения материальных товаров. Другими словами – запрещена торговля онлайн.

Но первый заместитель председателя правления Центробанка Георгий Лунтовский тоже категорично высказался против онлайн-торговли в Интернете. На что глава Сбербанка Герман Греф направил в Центробанк, Минфин и администрацию президента письма с просьбой не ужесточать регулирование платежей через Интернет. По его мнению, если ограничения будут приняты, то это приведёт к краху электронного бизнеса. «Сообщения о близкой смерти нала сильно преувеличены», – считает основатель интернет-платформ Ирек Рахманов. И в то же время отдельные негативные высказывания о практике онлайн-покупок или онлайн-услуг – это следствие укоренившегося в людях старого мышления.

Надо признаться самим себе: вся наша жизнь плавно перетекает в режим онлайн. И это закономерно. Банковский аналитик Ирек Рахманов считает, что будущее именно за электронными деньгами.

– Швеция чересчур торопится, конечно, – комментирует Ирек Камилевич, – эта страна три с половиной века назад впервые ввела в обращение бумажные купюры, начав мировой процесс вытеснения из обращения золотых и серебряных монет. Теперь она – европейский лидер в применении виртуальных денег. Так что тут есть историческая логика... Для справки: в России банкноты, призванные вытеснить из обращения золотую и серебряную монеты, впервые были введены в 1769 году, при правлении Екатерины Второй.

Ни копейки в кармане

Что ни говори, а всё же трудно вот так сразу взять и отказаться от монет и купюр. Трудно, знаете ли, представить свою жизнь «без копейки в кармане». В смысле – без воспетой в стихах «звонкой монеты» и хрустящих банкнот. Есть ведь множество частных взаимных расчётов между людьми, да и просто – далеко не везде можно расплатиться банковской картой. Примеров тому – великое множество. Даже в Москве.

Люди не верят в окончательный переход на виртуальную торговлю. Человек – существо консервативное. В хорошем смысле слова. Помните, как лет пятнадцать назад многие предрекали скорое исчезновение печатных или, как их ещё называют, бумажных изданий? А они выходят и будут выходить необозримо долго. Ведь шелест свежей газеты за кофе – черта менталитета, образа жизни, стиля поведения. Так же как и шелест купюр.

Совсем недавно творческие люди говорили, что не сегодня завтра закроется последний кинотеатр. Потому что можно посмотреть фильм дома по Интернету. И что же в результате? Кинотеатры живут, здравствуют и даже приносят прибыль. Впрочем, сам Рахманов признаёт: наличные – это ещё и часть культуры поведения. Например, чаевые в кафе – обычная повседневная благодарность за какую-либо помощь. Подношение молодым на свадьбу. Всё это не вяжется с безналичным расчётом…

Деньги – зло?

Так люди говорят, имея в виду, что наличные являются одной из главных причин роста преступности во всём мире! Можно сказать, что это, пожалуй, самый главный аргумент сторонников безнала.

А страны, лидирующие по удельному весу безналичных расчётов, заявляют: отказ от нала способствует снижению преступности. Особенно уличных грабежей и нападений на кредитно-финансовые учреждения. В Швеции в 2008 г. было свыше ста ограблений банков, а в 2014-м эта цифра приблизилась к нулю. Дело в том, что грабителям в большинстве шведских банков делать нечего: там нет наличных. Но вместе с тем за это время быстро возросло количество виртуальных краж. Хакерские атаки становятся бичом для интернет-компаний.

Неслучайно один датский банк в своём прогнозе на 2015 год говорил не только об извержении исландского вулкана и возможном спаде производства в ряде стран, но и упомянул об угрозе хакерских ударов по электронной коммерции. В ряде стран почти все финансовые операции, включая выдачу пенсий, совершаются по Интернету. Клиентам не надо отрываться от кресла и топать в офис.

Для дома, для семьи

Между прочим, онлайн-торговля укрепляет семейные отношения. Барышни не шатаются целыми днями по магазинам. Сидят себе дома и интернет-предложения просматривают!.. К тому же интернет-покупки обходятся значительно дешевле. В городском транспорте многие европейцы также расплачиваются картой, а в церквях принимают виртуальные пожертвования. Общая доля безналичных расчётов составляет в среднем по Европе – более 91%, в Южной Корее – вообще 98%.

А какова же ситуация у нас в столице? Рахманов говорит, что на сегодняшний день принято иметь в виду цифру – около 75% безналичных сделок в общей массе расчётных операций. Это и много, и мало. Мы ежедневно убеждаемся: без наличных жить в Москве и в остальных российских регионах, мягко говоря, сложновато. Даже в таком «продвинутом» мегаполисе, как столица, которую многие называют подлинно европейским городом... В повседневной жизни москвичей банкноты и монеты по-прежнему играют роль важнейшего платёжного средства. И конечно, не следует забывать, что в Москве, где есть масса банкоматов, существует возможность удобной и быстрой доставки покупок из интернет-магазинов.

Справка «АН»

Бумажные деньги (банкноты) впервые появились в России в 1769 году во время царствования Екатерины II. Целью было сократить, а в будущем – прекратить выпуск золотой монеты.

Золотая монета в России перестала чеканиться для всеобщего обращения в 1915 году в связи с тяготами Первой мировой войны и связанными с ней инфляцией и девальвацией.

Серебряная монета в СССР перестала чеканиться с 1931 года в связи с дороговизной её производства.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram