Аргументы Недели → Город М № 1(442) от 15.01.2015

Чужие платят больше

Иногородним водителям придётся раскошелиться

, 18:37

Не успели мы свыкнуться с мыслью о платной парковке, как международные эксперты предложили новый, ещё более радикальный метод борьбы с пробками. Идея проста: на городских дорогах останутся только московские водители. Остальным за въезд в столицу придётся платить. Тогда машин станет вдвое меньше: среди тех, кто передвигается по Первопрестольной на авто, каждый второй – иногородний.

Шансов, что идея с платным въездом воплотится в жизнь, не так уж и мало. В специализированных СМИ уже можно встретить восторженные восклицания: наконец-то! Давно пора избавить город от тысяч «чужих» автомобилей. Не беда, что человек живёт в ста километрах от мегаполиса. Электрички ездят в столицу раз в три часа. Пусть добирается общественным транспортом. А в Москве станет просторнее!

Кто такие москвичи

«Что значит «иногородний автомобиль» или «иногородний водитель»? – задаётся вопросом активист правозащитного движения «Рассерженные горожане» Александр Борисов. –Как это определять – по номеру машины или по прописке? В любом случае это – абсурд. Например, у человека есть квартира и в Москве, и в Подмосковье, а прописан он в области. Получается, что ему нужно платить, чтобы добраться домой?

А как быть с теми, кто живёт в Подмосковье и вынужден каждый день ездить на работу в мегаполис? Плата за въезд лишит этих людей средств к существованию – и единственного шанса на более-менее достойную жизнь. По утрам в Москву из области приезжают рабочие. Пока ни город, ни москвичи, ни жители Подмосковья и других регионов к таким жестоким нововведениям не готовы. А как же свобода перемещения: Конституцию ещё никто не отменял? А она даёт каждому из нас право свободно передвигаться по стране».

«Хочется спросить у городских властей: где обещанные перехватывающие парковки – которые, по сути, и являются платным въездом в Москву? – интересуется генеральный директор консалтинговой компании «Аудит Аналитик» Сергей Журавлёв. – У человека должна оставаться альтернатива: либо платный въезд, либо платная парковка – а не все репрессивные меры одновременно. Сегодня никакая плата за въезд не уменьшит автомобильные потоки. Люди едут в столицу не ради развлечения, а из-за крайней нужды. Общественный транспорт уже переполнен. Всё, чего можно добиться за счёт платного въезда, – наполнить столичный бюджет за счёт тяжёлой экономической ситуации в других городах и регионах».

Предположим, что плата за въезд будет «неподъёмной» – и все иногородние пересядут на электрички и метро. Если такое произойдёт, общественный транспорт остановится. Часы пик уже сейчас опасны для жизни. А «лишних» иногородних автомобилистов – по статистике, 260 тысяч человек в день. Если всех этих людей загнать в метро, несчастных случаев в столице станет в разы больше. У кого-то в давке не выдержит сердце. Кого-то затопчет или столкнёт под колеса обезумевшая толпа пассажиров. Возрастёт и число аварий: московский транспорт не рассчитан на те нагрузки, которым его собираются подвергнуть.

Как справедливо замечает Александр Борисов, модернизация общественного транспорта должна заключаться не в том, чтобы можно было «впихнуть» в автобус огромное количество людей. А в том, чтобы каждому человеку в автобусе хватало воздуха.

Пробки с привилегиями

«Пробки мы не победим. Мы просто изменим состав людей, которые находятся в этих пробках, – предупреждает заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков. – Как только с московских дорог выгонят водителей из других регионов, москвичи станут чаще ездить на личном транспорте – и пробки останутся такими же. Если не увеличатся.

Делить людей на жителей столицы и иногородних и давать одним привилегии за счёт других – не только неэтично, но и противозаконно».

Возникает любопытный вопрос: если въезд в Москву станет привилегированным, кто будет следить за соблюдением этих привилегий? Контроль над платежами – дело хлопотное. Среди автомобилистов, получивших квитанции за неоплаченную парковку, штраф платит лишь каждый пятый (для сравнения: нарушители Правил дорожного движения раскошеливаются втрое чаще). Если нельзя уследить за соблюдением уже действующих правил, вводить новые ограничения нет смысла.

Запрещать или строить?

Опыт экспертного центра Probok.net показывает: с пробками можно справиться без поборов и запретов.Приведём один яркий пример. На перекрёстке Бесединского шоссе с Братеевской улицей постоянно возникали пробки. Город считал, что избавиться от них почти невозможно и очень дорого: единственный выход – две огромные эстакады, строительство которых обойдётся в два миллиарда. Активисты Probok.net предложили сделать между шоссе и Задонским проездом связку длиной всего 150 метров. Власти прислушались к экспертам, и в октябре 2013 года связка была построена. Пробки исчезли. Работы обошлись в сорок раз дешевле – 50 миллионов рублей.

За четыре года по инициативе Probok.net в Москве решили около 500 дорожных проблем. Где-то отрегулировали светофор, где-то исправили разметку, где-то расширили дорогу. Но этого слишком мало для столицы. Кстати, 500 маленьких решений в 500 уголках города стоят не дороже, чем одна большая развязка на одном крупном перекрёстке.

«Постоянно хвататься за новые проекты, не успев доработать старые, – не значит правильно решить проблему, – замечает Андрей Мухортиков. – Нужно понять, что сейчас мы отдаём долги той «экономии» на дорогах, которая была в 1980‑е и в 1990-е годы. И несмотря ни на что, продолжать развивать дорожную сеть и общественный транспорт...»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram