В 2015 г. в Москве стартует городская программа «Моя улица», её главная цель – «переоборудовать» город в интересах пешеходов. Первые преобразования начнутся в центре, а также на всех территориях в радиусе километра от станций метро. Что произойдёт со столицей в ближайшие годы, выяснял корреспондент «АН».
Многие задачи новой программы связаны с проблемами, которые каждый день пытаются решать активные москвичи. Это и отремонтированные здания, и читаемые указатели с названиями улиц и номерами домов, и так необходимые всем нам тротуары, пешеходные дорожки, удобные лавочки и исправно работающие фонари. Кроме этого город решил бороться с засильем уличной рекламы – и планирует избавиться от «лишних» вывесок и щитов.
Передел территорий
Инициатива властей вызвала у москвичей бурю эмоций. В первую очередь из-за предложения облегчить жизнь пешеходов и велосипедистов – и, естественно, «подвинуть» тех, кто передвигается по городу на собственном авто. Власти предлагают упорядочить парковку автомобилей, а водители опасаются, что на многих улицах попросту запретят парковаться. Разумеется, автомобилисты возмущены.
Город собирается «разграничить» территории для машин, велосипедистов и пешеходов, и многие владельцы авто уверены, что после такого «разграничения» центральные улицы встанут в пробках. Ведь самый распространённый способ отделить автомобилистов от прочих участников движения – организовать новые пешеходные зоны, велодорожки и парковки для велосипедов. А столица планирует создавать пешеходные улицы не только в историческом центре, но и во всех остальных районах.
«Облагораживать» город начнут с тех улиц, где больше всего автомашин и пешеходов. Между обладателями личных автомобилей и всеми остальными уже развернулась ожесточённая полемика. «Если из Маросейки и Покровки сделают Арбат, это будет кошмар. Там из маленьких улочек и так водителям не вырваться – и выделенную линию для троллейбуса точно надо убирать!» – считают возмущённые автомобилисты.
В качестве компенсации за новые пешеходные зоны водителей обещают избавить от пробок на главных городских магистралях. Как сообщает мэр Сергей Собянин,уже началась реконструкция нескольких шоссе: Варшавки, Каширки, Ярославки и Ленинградки. Москвичей, которым посчастливилось жить рядом с «транспортными артериями», ждёт другой «утешительный приз». Недалеко от шоссе появятся небольшие парки, а дворы, находящиеся рядом с магистралями, обещают благоустроить.
Московские дворики
Как поступят с остальными московскими дворами – вопрос спорный. С одной стороны, правительство обещает учитывать пожелания москвичей и приводить в порядок именно те дворы и улицы, о которых просят жители столицы. С другой – власти уже уточнили, что работы начнутся в центральных районах, а также в микрорайонах, расположенных не дальше 1200 метров от станций метро. В Интернете иронизируют: центр отремонтировать успеют, а вот спальные районы останутся такими же, как были!
«Как правило, жители понимают проблемы собственного микрорайона лучше, чем кто-то другой, – уверен активист общественного движения «Рассерженные горожане» Александр Борисов. – Приведу пример. В 2013 году дорогу на улице Архитектора Власова, расположенной в ЮЗАО, собирались расширить до восьми полос. Рядом с новой магистралью планировали выстроить шесть девятиэтажных гаражей. Но по этой же причине задумали уничтожить все деревья на улице. Однако улица Архитектора Власова никогда не стояла в пробках. Ширина дороги на ней – всего две полосы, поэтому основной поток автомобилей проходит мимо, по Профсоюзной улице.
В девятиэтажных гаражах необходимости тоже нет: мест для парковки всем хватает. Мы с жителями обошли весь район, изучили дорожное движение и организовали общественные слушания. К счастью, нас поддержал один из муниципальных депутатов. В итоге деревья и улицу удалось отстоять. Если бы мы не справились, детям с улицы Архитектора Власова пришлось бы ходить в школу через 8-полосную магистраль – и не один ребёнок попал бы под машину. Зачастую москвичи предлагают очень разумные идеи. Полезные не только для отдельной улицы или микрорайона, но и для всего города в целом».
А жители в курсе?
Активист Общественного совета «Измайлово» Михаил Успенский с тревогой отмечает, что районная пресса пока не сообщает москвичам о необходимости постоянно обращаться к местным и городским властям по жизненно важным вопросам. Ну а раз так, чиновники и спрашивать никого не будут – возьмут и ограничат автомобилистов. Так произошло с улицами Покровка и Маросейка – очень важными транспортными артериями. Их реконструкция серьёзно затруднит дорожное движение. Боюсь, что так же произойдёт и в остальных районах нашего города.
Что касается «упорядочения парковочных мест», то оно может привести к невозможности парковаться там, где необходимо.
Хороший пример доведения информации до москвичей – прошлогодний конкурс по благоустройству, в котором можно было участвовать жителям из инициативных групп. Проекты участников конкурса не только публиковали в Интернете, но и размещали на стендах во дворах, мимо которых проходит каждый житель. Некоторые дома действительно отремонтировали. К сожалению, конкурс проходил не во всех районах.
Комфорт для пешеходов
«У нас есть собственная программа по благоустройству нашего города, – рассказывает первый заместитель руководителя экспертного центра Probok.netАндрей Мухортиков. – Пожелания москвичей мы собираем через Интернет и передаём их в Департамент ЖКХ и благоустройства. Чаще всего люди просят о тротуарах, наземных пешеходных переходах и столбиках для предотвращения парковки.
Новая городская программа поможет наладить обратную связь с москвичами. Но надо осознавать, что транспортные проблемы эта программа не решит. Некоторые полагают, что «если создать комфортные условия для пешеходов, то нагрузка на транспорт упадёт». Но, к сожалению, это не так: добраться на другой край Москвы «на своих двоих» невозможно – и на загруженность электричек и метро новые пешеходные зоны никак не повлияют». Тем не менее многие могут перестать ездить две остановки на автобусе – и вместо этого станут прогуливаться по зелёным благоустроенным улицам. Но решить транспортные вопросы путём организации пешеходного пространства всё же нельзя.