Аргументы Недели → Город М № 34(426) от 11.09.2014

Цена образования бесплатных школ Москвы

, 19:19

С началом учебного года в системе школьного образования Москвы появилась новая инициатива. Слабые школы было предложено отдать под крыло вузов. Предполагается, что столичные университеты будут делегировать ректоров в управляющий совет и вводить спецкурсы для старшеклассников. Однако кто за это будет платить? Ведь даже элементарную продлёнку с началом нового учебного года сделали платной.

Нелёгкий выбор

Слабых школ в Москве насчитывается примерно 10% от общего числа. Что же сделать, чтобы их вообще не было? «Хорошо, что пока существуют государственные образовательные стандарты, ниже которых уровень получаемых знаний упасть не должен, – рассказывает заместитель председателя комитета по образованию в Госдуме Виктор Шудегов. – Конечно,всё зависит ещё от высококвалифицированных кадров. В некоторых школах удалось собрать сильный преподавательский состав, а где-то – нет».

Именно отсюда появились проблемы, связанные с выбором школ. Казалось бы, в каждом районе в шаговой доступности есть средние общеобразовательные учреждения. Но родители выбирают для своего ребёнка школу в соседнем районе, потому что знают, что там сильные учителя.

Как говорил выдающийся русский педагог Константин Ушинский, в деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. «Сколько бы мы ни создавали новейшие компьютерные методики, дистанционные программы, настоящего учителя ничем невозможно заменить. Именно он ведёт за собой, увлекает наукой. Любовь к предмету формирует именно педагог. Это вам подтвердит любой участник олимпиад», – уверен Виктор Шудегов.

В советское время существовала система непрерывного образования: школа – вуз – завод. Создавались классы с углублённым изучением определённых предметов. И в них начинали работать вузовские преподаватели. Ребята, безусловно, становились на голову выше. Не только в своём классе, но и в целом по городу. Побеждали в олимпиадах.

Университетский компонент

«На занятиях со старшеклассниками преподаватели вузов могут доходчиво рассказать о системе требований в университетах, настроить ребят на учебную программу. Детей нужно учить не только тому, как правильно справляться с тестами по ЕГЭ! У ребёнка не должно быть стресса или разочарования в своих силах, когда он придёт в вуз», – говорит член Общественной палаты Александр Закондырин.

Между тем не стоит ограничиваться одной бюрократической мерой и вводить ректоров, преподавателей институтов в управляющий совет школ, считает исполнительный секретарь Политического комитета партии «Яблоко» Галина Михалёва. «Надо, чтобы вузы делегировали в школы не ассистентов, а лучших преподавателей. Тогда бы они показали детям, как можно по-настоящему учиться, как правильно заниматься наукой, практикой».

Так как же вписать университетский компонент в среднее общеобразовательное учреждение? «Если уровень подготовки в школе в целом слабый, нет инфраструктуры, преподавательского состава, то преподаватели вуза не будут бегать за учителями», – отмечает Александр Закондырин. Есть образовательные стандарты, которым надо следовать. В противном случае необходимо принимать комплекс мер. «В некоторых школах есть внебюджетные средства. На уровне Департамента образования города Москвы можно было бы привлекать опытных педагогов, – говорит Виктор Шудегов. – К примеру, у преподавателя вуза заработная плата в большей степени зависит от учёной степени. В школе за неё надбавок нет. Получается, что учитель приходит туда с профессорской степенью, а оказывается наравне со всеми?! Это не стимулирует. Поэтому нужно делать исключение под эту ставку».

Нужна ли плата за спецкурсы?

С 1 сентября продлёнка в московских школах стала платной. В среднем, по подсчётам родителей, секции и кружки на одного ребёнка ежемесячно обходятся примерно в 15–20 тысяч. Вероятно, что и новые спецкурсы для старшеклассников будут читаться за деньги. «Государство за это платить не станет. Существует 10 государственных стандартов, на которые администрациям школ можно тратить деньги.Чтобы менять эту концепцию, нужно выходить на федеральный уровень», – говорит Александр Закондырин.

Вузы можно мотивировать только тем, что для школьников это будет профориентация, у них появятся некоторые преференции при поступлении в вышеупомянутые высшие учебные заведения.В некоторых из них сейчас недобор. Можно предположить, что такая программа им будет интересна и выгодна.

«Давайте перестанем вытягивать деньги из школьников и их родителей! Иначе скоро и школы станут платными. Надо отказываться от денег за дополнительные уроки, факультативы, продлёнку,  отмечает Галина Михалёва. –Потому что у нас система образования превратилась в систему обслуживания, а не в общезначимый институт, который важен для каждого».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram