Аргументы Недели → Город М № 29(421) от 07.08.2014

Вандалы или художники

, 18:58

Граффити – это любой вид уличного раскрашивания стен с помощью аэрозольной краски. Многие по-прежнему ассоциируют это занятие с вандализмом и хулиганством. А сподвижники уже превратили эту забаву в прибыльный вид искусства. Другое дело – хулиганы, возомнившие, что раскрашивать вагоны или памятники – прикольно!

Сейчас художники граффити легально создают на стенах классические портреты известных деятелей культуры. Такую любопытную картину мы наблюдали на 6-м ежегодном московском межнациональном фестивале граффити «Разноцветная Москва».

«Девять портретов известных художников и писателей, выполненных в классической манере, появились здесь неслучайно. Конкурс, организованный Московским Домом национальностей, был на этот раз посвящён Году культуры в России», – рассказал нам начальник по работе с молодёжью Михаил Вьювьев.

Участникам предложили изобразить на выбор любых писателей, художников или актёров. Девять финалистов были выбраны из 40 участников, приславших заранее свои эскизы на рассмотрение жюри. Вообще граффити сегодня стали постепенно приобретать социальную направленность. Например, в прошлом году работы финалистов конкурса появились на стенах различных городских трансформаторных будок. Заказ на размещение этих картин тогда сделало правительство Москвы. Однако пока неизвестно, где в городе москвичи смогут увидеть эти произведения.

Мастера баллончиков

Девиз фестиваля: «Не каждый художник может быть граффитистом, но граффитист стремится стать настоящим художником». Он должен иметь свой стиль и, как минимум, вкус. Вандализм не имеет ничего общего с тем, что делают настоящие мастера граффити. Интересно, что среди финалистов оказалась – выпускница училища имени Строганова Анастасия Вялых. Она призналась, что увлеклась граффити два года назад, когда познакомилась со своим нынешним напарником Александром. До того девушка училась академической живописи. Она даже не подозревала, что когда-нибудь сможет писать в совершенно не свойственной ей манере на камне.

Сейчас мастера баллончиков получают много коммерческих заказов, например в районе Бутово. Это дома культуры, муниципальные здания и даже органы самоуправления. Картины появятся скоро и на месте реконструированного старого яблоневого сада в Коньково.

Для Александра граффити – это единственный вид заработка. Он также продаёт эскизы известных художников коллекционерам. Этот вид творческой деятельности стали признавать и серьёзные музеи. Недавно Музей Москвы провёл соответствующую выставку, на которую привезли работы известного немецкого художника-каллиграфиста Нильса Шоя.

Как всё начиналось

Не все знают, что каждый год в середине лета в Европе проходит самый крупный фестиваль граффити – для этого организаторы выделяют художникам стену площадью 300 кв. метров. Возле неё собираются до 50 самых известных художников.

Сейчас этот вид деятельности превратился в серьёзную индустрию: баллончики с краской выпускают уже не только западные, но и отечественные заводы. На фабриках шьют специальную одежду, делают альбомы для эскизов. Есть мнение, что краска российского производства по качеству не уступает западным аналогам.

Лучшие граффитисты заслужили большие награды. Екатерине Чернышёвой, создавшей портрет Достоевского, достался главный приз – 10 тыс. рублей. Второе место – 8 тыс. рублей – получил Максим Касаткин за изображение Василия Шукшина, третье место и 7 тыс. рублей – Александр Jam за портрет Валентина Серова.

Тем не менее вандализм и хулиганство искоренить пока невозможно. Размалёванные памятники культуры, вагоны. На Западе и у нас это жестокая реальность. Удивительно, что в Германии без зазрения совести размалёвывают национальный памятник великому королю Фридриху Вильгельму III. Наши вандалы стараются не уступать. Начиналось движение граффити в бедных районах Нью-Йорка, где подростки пытались хоть как-то реализовать себя.

Один из таких «художников» работал курьером и, разъезжая по городу, везде малевал своё имя. Другие разрисовывали метро, и очень скоро оно превратилось в жуткое место, напоминающее помойку. Им на смену пришло другое поколение, пожелавшее превратить нелегальные некрасивые надписи в искусство…

Один из примеров уникального граффити в Москве – подземный переход в Останкино, в тоннеле на проспект Юшкявичуса, внесённый в Google maps.

Город надо уважать

Как нам рассказал Денис – основатель одного из первых курсов граффити в Москве, – в их школе в первую очередь стараются вложить в сознание молодых людей уважение к городу и жителям. Недаром основное направление школы – обучение тонкостям рисунка и популяризация легального граффити. В рамках программы обучения студия реализует социальную программу «Чистый город».

Главная её цель – разъяснение исторической и культурной ценности памятников архитектуры и пропаганда борьбы с вандализмом. В школе рассказывают ребятам, что писать аэрозольной краской или маркером на таких породах камня, как мрамор или гранит, нельзя, поскольку надпись, практически не выводится!

Замена плитки стоит очень дорого. Другое дело – легально рисовать на заборах где-нибудь на окраине столицы. Можно создавать рисунки на оградах вокруг строек, на гаражах, но с разрешения хозяев! Кстати, ненужных заборов у нас предостаточно. Для официальных граффити необходимо разрешение или заказ на работу от властей.

Чтобы развивать позитивный опыт граффити, в городе уже существуют курсы, дома культуры, где преподаватели напоминают строгих профессоров, а на деле общительные, опытные профессионалы. Работает эта школа с 2007 года. За это время её окончило около тысячи человек. Кто-то из выпускников с возрастом переболел этим увлечением, другие стали передавать свой опыт начинающим. В любом случае все они научились не только правильно и красиво рисовать, но и беречь городской ландшафт.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram