Роспотребнадзор опять выявил нарушения в сетевых московских супермаркетах. В 66 магазинах были нарушены нормы хранения продуктов, часть из них продавалась с потерей товарного вида и истёкшими сроками годности. К тому же суммы на ценниках не соответствовали чекам на кассах. В итоге ретейлеру был предъявлен штраф на сумму 3 млн. 721 тыс. рублей. Теперь нарушителей ждут судебные разбирательства.
Почём товар
Подобные случаи в Москве не редкость. Тем не менее среди горожан сетевые супермаркеты пользуются спросом. Во-первых, их товары дешевле, чем у частников. Закупка товаров здесь происходит не на оптовых базах, а непосредственно у производителей. Во-вторых, крупные продуктовые сети сотрудничают с правительством Москвы и предоставляют скидки по социальным картам москвича.
Сетям не приходится бороться за покупателя с некачественными продуктовыми магазинчиками. Эти точки имеют массу неудобств. Они закрываются на обед, здесь небогатый выбор. А за прилавком куда сложнее разглядеть срок годности и цену продуктов.
Сетевые супермаркеты занимают в Москве четверть рынка, и половина людей покупают продукты именно в них. Однако количество жалоб москвичей на их деятельность за два года выросло на 40%.
Как вы думаете, почему именно в супермаркетах чаще попадается испорченный товар? Потому что у них большие поставки, вот они и не справляются с логистикой. Магазины получают товары из-за границы, не имея возможности его вернуть. Остаётся сбывать любыми способами.
«Просроченную продукцию, которую администрация может вернуть, мы с успехом возвращаем поставщикам. И никаких убытков хозяин не терпит», – объясняет предприниматель Роман Жигульский. Владельцы магазинов заинтересованы в том, чтобы им привозили качественный товар. «Не потому, что я такой хороший, законопослушный. Просто чем лучше ассортимент будет в моём магазине, тем больше у меня будет покупателей. А довольный клиент в следующий раз принесёт ещё больше денег в моё дело. Я в этом заинтересован. Поэтому испорченный продут – это скорее недоразумение, а не злой умысел», – объясняет Роман.
На других надейся, а сам…
Чтобы отличить недоброкачественный товар, есть несколько рекомендаций. «В первую очередь нужно внимательно изучить упаковку продукта и проверить срок годности. Не следует увлекаться готовыми блюдами из кулинарий при торговых сетях. Чаще всего в них используют продукты, срок годности которых подходит к концу. А это опасно», – говорит директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Елена Шаройкина. В «группу риска», например, попадают товары со скидкой. Таким способом сеть пытается успеть реализовать продукты с истекающим сроком годности.
Можно сформировать свой список товаров и магазинов, которым вы доверяете. Это могут быть супермаркеты, торговые точки на рынке, где вы уверенно приобретаете продукты питания, в безопасности которых давно уверены. Недавние проверки ОАГБ подтвердили, что тот или иной разрекламированный продукт не всегда бывает качественным.
«Мы нашли превышения норм в 300–460 раз по микробиологическим показателям в популярных марках, производящих докторскую колбасу и молочный шоколад! Это свидетельствует о несоблюдении санитарных правил при производстве или нарушении условий хранения данной продукции», – продолжает Шаройкина. Употребление в пищу таких изделий может привести к расстройству функций желудочно-кишечного тракта, дисбактериозу и интоксикации организма.
Защищайся, если можешь
Однако вы всегда можете отстоять свои права и надеяться на возмещение ущерба. «Если покупателем был куплен некачественный товар или продукт, который потерял товарный вид, – не нужно паниковать. Вы всегда можете принести его обратно в магазин. Независимо от того, сохранился у вас кассовый чек или нет, администрация торгового предприятия обязана вернуть вам деньги», – говорит Жигульский.
А в случае отравления магазин должен предоставить компенсацию. Если честно, в ней покупателю, скорее всего, откажут. Тогда надо жаловаться в Роспотребнадзор. Для этого потребуются кассовый чек и анализ пробы желудка пострадавшего. Затем контролирующая организация, как правило, предъявит магазину санкции. Далее вы сможете подавать гражданский иск в суд. Сегодня за супермаркетами следят госорганы и общественность, которые дают свои рекомендации. Но введения каких-либо санкций против организации не предусмотрено. Все замечания носят скорее рекомендательный характер.
Надо сказать, не все согласны с таким положением дел. «Во-первых, контролирующие органы должны чаще проводить проверки и внимательнее следить за работой магазинов. В Европе дисциплина построже. Как следствие, там в магазинах значительно реже встречаются нарушения. Буквально единичные случаи», – говорит юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов.
А в Китае, кстати, за подобную халатность расстреливают. Не так давно в одной из провинций Поднебесной сняли с продажи детское молоко, в котором содержалось запрещённое высокотоксичное вещество. В итоге несколько детей погибли. Так вот вся вина за произошедшее была возложена на владельцев управляющей компании, которая производила молоко. Впоследствии они были расстреляны!
«А у нас предъявляемые штрафы не мотивируют магазины работать более-менее честно. Судите сами: штраф до 100 тысяч рублей – смешная сумма. Прибыль магазинов намного больше. Им проще раз в год заплатить штраф и больше ни о чём не думать», – утверждает юрист.
Для крупной торговой организации такой штраф – пустяки. А для торгового павильона – это банкротство. Поэтому их ответственность должна суммироваться из индивидуальных показателей в зависимости от магазина и его площади. «Нашим гражданам, к сожалению, проще выбросить гнилушку и забыть. Но если бы покупатели настойчиво отстаивали свои права, то случаев нарушений в магазинах было значительно меньше».