Аргументы Недели → Город М № 24(416) от 03.07.2014

Центр сбавит ход

, 00:34

Столичные власти решили ограничить максимально допустимую скорость внутри Бульварного и Садового колец. Внутри первого разрешено будет ехать не быстрее 40 км/ч, второго – не более 50 км/ч. На Садовом кольце такие изменения могут вступить в силу уже в 2015 году. Приурочено это событие будет к открытию двусторонней велодорожки.

В департаменте транспорта Москвы считают, что такие ограничения скорости жизненно необходимы ради самих же граждан. Причём как пешеходов, так и автомобилистов. Предполагается, что эти меры, во-первых, снизят транзит транспорта через центр города, а во-вторых, уменьшат количество ДТП, да и просто пешком передвигаться от этого по городу станет куда приятнее.

В пользу последнего аргумента говорят исследования различных психологов, и базируются они на законе Вебера–Фехнера. Иными словами, пешеходу будет комфортно передвигаться по тротуару тогда, когда рядом едущие автомобили не будут превышать его скорость больше чем в десять раз. Человек в среднем спокойным шагом идёт 5 км/ч –
отсюда и ограничение скорости в 50 км/ч. Но зачем же тогда её ограничивать на Бульварном кольце до 40 км/ч? Из-за расчёта на то, что у нас допустимо превышать на 20 км/ч? Кстати, по данным аналитиков «Яндекс.Пробки», средняя скорость движения на Бульварном кольце днём – 10–40 км/ч, а ночью – не больше 40–45 км/ч. Так что здесь новый скоростной режим выглядит хоть как-то оправданным.

Что касается ограничений на Садовом кольце, то тут ситуация намного интереснее. Введение скоростного режима в 50 км/ч
вызвано тем, что вдоль всего Садового на его внутренней стороне должна появиться двухсторонняя велодорожка. В длину она будет 7,3 км, а в ширину – 3 метра. По результатам транспортного моделирования выяснилось, что в центре города затор может увеличиться на 0,9 км, хотя, казалось бы, куда уж больше. Поэтому, чтобы избежать таких пробок и не травмировать велосипедистов, было принято решение об ограничении скорости.

Вдобавок на Садовом кольце из-за появления велодорожек ширина полос будет сужена с 3,5 м до 3 метров. Что, кстати, тоже может заставить водителей снижать скорость. Здесь всё та же психология и работает правило – чем теснее, тем осторожнее водитель едет. Также придётся пожертвовать одной из полос на внутренней стороне кольца.

Но и на этом злоключения для автомобилистов не заканчиваются, потому что в ходе работ с внутренней стороны Садового уберут 251 парковочное место. Их сейчас и так немного – всего 331. Впрочем, после создания велодорожек часть мест обещают вернуть, и в итоге их останется меньше половины – всего 125.

Тише едешь...

По мнению Александра Закондырина, лидера партии «Альянс зелёных», безусловно, нужно наводить порядок и систематизировать организацию дорожного движения с точки зрения парковочного пространства, ПДД, ограничения скорости и т.д. Но, несмотря на все волюнтаристские действия департамента транспорта (платные стоянки, беспорядочная эвакуация), порядка в городе пока не наступило.

«Ограничения и штрафы, конечно, должны быть, но, с другой стороны, не надо доходить до идиотизма. Садовое кольцо – это де-факто трасса, а не обычные улицы Москвы. В своё время были даже предложения сделать её односторонней ради увеличения пропускной способности и скорости потока. Ограничение скорости до 50 км/ч никак не будет способствовать решению транспортной проблемы в городе. Всё равно никто такой скоростной режим соблюдать не будет», – рассказал А. Закондырин.

Действительно, даже сейчас, когда автомобилисты днём стоят в пробках, до 60 км/ч мало кому удаётся разогнаться, а ночью – это свободная пустая трасса, которая вполне позволяет ехать безопасно и с большей скоростью.

Однако, по словам Михаила Блинкина, директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, разрешать автомобилистам ездить быстрее внутри Бульварного и Садового колец не нужно, а ограничение скорости на них до 40 км/ч и 50 км/ч – это скорее не идея, а печальная констатация факта.

«Ехать больше 40 км/ч по Бульварному кольцу можно разве что поздней ночью, вот только зачем? Давить пешеходов? Из-за загруженности на этих улицах от ограничения скорости ничего не поменяется. На Садовом кольце в режиме пропускной способности скорость больше 50 км/ч не бывает! Да, на нём есть участки, где можно разогнаться до 120 км/ч, но зачем? Если там поставить знак, который бы разрешил ехать с такой скоростью, то толку от этого бы не было – пробок меньше бы не стало. А в позднее время, когда дороги совсем пустые, всё равно не нужно ездить на больших скоростях – у нас в городе из-за ДТП больше 1000 человек в год гибнет. Сейчас в столице среднесетевая скорость сообщения – ниже 20 км/ч. Желание снять все ограничения, убрать светофоры и нажать на газ – это старая глупая шофёрская привычка. Но это невозможно, потому что для этого в Москве должна быть сеть скоростных дорог. А у нас только половина ТТК отвечает подобным требованиям», – поделился М. Блинкин.

Действительно, во многих европейских городах, кроме ограничения в 50 км/ч (вспоминаем, что пешеходу так удобнее), есть достаточное количество дорог, которые ведут буквально в центр города, где стоят знаки и 100 км/ч,
и 80 км/ч. Кроме того, не гнушаются зарубежные организаторы дорожного движения делать дифференцированный скоростной режим в зависимости от полосы. Например, в крайней левой можно ехать 100 км/ч, в средней – 80 км/ч, а в правой – 60 км/ч. У нас же почему-то не только на Садовом, но и на многих других хороших дорогах сейчас действует необоснованное ограничение скорости в 60 км/ч. А уж о сети скоростных дорог можно только мечтать.

Рычаги власти

При этом любопытно видеть, как якобы из-за велосипеда, которым в столице пользуются месяца четыре в году, вводятся такие ограничения. А они будут продолжать действовать и зимой. Полоса, которую хотят убрать, тоже вряд ли откуда-то возьмётся, так что ради веломоды пострадать придётся автомобилистам.

Получается, что если новые ограничения в 40 км/ч на Бульварном кольце и в 50 км/ч на Садовом, по заверению разных экспертов, особо не повлияют на дорожную обстановку (а как это они не повлияют, если одна полоса пропадёт?), то зачем они вообще нужны?

Очевидно, ответ кроется где-то в области всё тех же решений о расширении зон платной парковки, платной эвакуации, уничтожении гаражей, создании грузового каркаса, создании экомаркировки и т.д. То есть власти банально пытаются различными административными методами усложнить жизнь автомобилисту в городе. И всё ради того, чтобы он, во-первых, перестал лишний раз пользоваться автомобилем, а во-вторых, лучше бы вообще пересел на общественный транспорт.

Кстати, в департаменте транспорта и сами говорят напрямую, что, по их мнению, такие ограничения скорости могут вызвать отток автомобилистов из центра города. Не проще ли тогда вообще сразу запретить въезд за пределы Садового? Потому что нынешние меры вряд ли вообще приведут к улучшению дорожной ситуации, скорее сделают только хуже в те часы, когда пробок обычно нет.

Аргументы автомобилиста

Алексей: «У нас в России вообще ездят по дорогам, а не по правилам. Из-за того что превышение скорости менее чем на 20 км/ч не фиксируется – большинство водителей двигаются немного быстрее, чем положено. Как правило, я и сам еду в общем потоке с той же скоростью, как и все остальные, чтобы не возникало аварийной ситуации и не устраивать на ровном месте затор. По Садовому еду обычно в районе 80 км/ч, благо это происходит чаще всего уже в позднее время, когда можно себе это позволить. Но всегда попадаются какие-нибудь ночные «камикадзе», которые летят и под 150 км/ч. От них никуда не деться – хоть ограничение в 30 км/ч или в 120 км/ч делай».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram