Власти Подмосковья планируют строительство нескольких десятков вертолётных площадок. В первую очередь хелипорты появятся рядом с МКАД и при муниципальных учреждениях здравоохранения. Не обойдут стороной вертодромы и крупные районные центры.
По словам министра транспорта Московской области Александра Зайцева, на сегодняшний день в замкадье готовы к использованию лишь 60 из 120 вертолётных площадок. В перспективе таких площадок должно быть в 50 раз больше. Очевидно, что теперь к постоянному шуму города добавится и несмолкающий рокот двигателей винтокрылых.
По плану рядом с МКАД должно появиться восемь вертолётных площадок уже в ближайшие два года – по четыре в 2014 и 2015 годах. Также и в местах пересечения будущей ЦКАД с радиальными автомагистралями появится девять вертодромов – рядом с Новопетровском, Клином, Деденёво, Черноголовкой, Красноармейском, Ногинском, Бронницами, Климовском, Дорохово и Наро-Фоминском. Вдобавок к этому ещё 25 хелипортов откроют в ближнем Подмосковье и ещё девять при крупных муниципальных больницах в Пушкине, Электростали, Видном, Коломне, Истре, Наро-Фоминске, Ступине и Подольске. Также серьёзным подспорьем в росте числа вертолётных площадок могут стать некоторые новые нормы в градостроительстве. Теперь в городе с населением свыше 50 тыс. жителей должно быть минимум два хелипорта, а строителей мегамоллов обяжут делать площадку для вертолётов площадью в один гектар.
Корыстный интерес
Строить такие вертодромы для того, чтобы службы спасения всегда могли найти место для посадки, – дело благородное. Достаточно вспомнить чудовищный трафик на МКАД и международную статистику, которая говорит, что если тяжело пострадавшему в аварии не оказать помощь в течение часа, то он умрёт.
Однако не только благие намерения движут чиновниками при создании хелипортов. Предполагается, что кроме госслужб этими площадками смогут пользоваться и бизнесмены, например, для организации экскурсий или авиатакси. Об этом говорил заместитель председателя правительства Московской области Пётр Иванов:
«Эти вертодромы должны быть многофункциональными. Они будут востребованы не только для нужд специальной авиации, таких как ликвидация чрезвычайных ситуаций, эвакуация пострадавших в ДТП, охрана правопорядка, лесов, экологический мониторинг. Необходимо предусмотреть их использование и в деловых целях, а впоследствии – и для авиаперевозок общего пользования».
Интерес среди частных компаний действительно есть – достаточно вспомнить один из крупнейших в Европе вертодромов «Хелипорт Москва», который находится в Мякинино и рассчитан на 200 единиц малой авиации. Уже сегодня его услугами может воспользоваться любой желающий и совершить трансфер в аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково. Время полёта до аэродромов занимает не больше 15–20 минут, а стоить удовольствие будет минимум 2100 руб., если наберутся попутчики. Не откажут и в перелёте в соседние города и веси. Вот только уже за более внушительную сумму – 24–30 тыс. руб. за час полёта, например, на вертолёте марки Robinson.
«НДВ-групп», которая и построила «Хелипорт Москва», в ближайшем будущем собирается инвестировать в Подмосковные вертодромы более 100 млн. долларов. Кроме того, у них весьма амбициозные планы по созданию сети вертолётных площадок в других регионах России. Так что в Московской области большое количество геликоптеров, как в фильме «Апокалипсис сегодня», может стать привычной картиной.
Игра стоит свеч?
Если мечты экс-губернатора Подмосковья Бориса Громова о том, чтобы все пересели с автомобилей на вертолёты, сбудутся, – это вполне может стать новой причиной для трагедий. Да, по статистике аварий с участием геликоптеров намного меньше, чем у обычных машин. Вот только в отличие от наземного транспорта у вертолёта нет никакой пассивной безопасности. И в случае падения все, кто находился в винтокрылом аппарате, скорее всего, погибнут. Логично, что с увеличением числа подобных авиаперевозок будет расти и число всевозможных аварий.
Также не стоит забывать, что простая автомобильная авария и рухнувшие несколько тонн с неба – это далеко не одно и то же. Повезёт, если махина упадёт где-нибудь в лесу, вдали от людей. Но при нынешней плотной застройке ближнего Подмосковья и многочисленных коттеджных посёлках безлюдное место для полётов выбрать будет непросто.
За примерами аварий далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на недавние происшествия. 13 мая, предположительно в Ладожское озеро, упал вертолёт Eurocopter EC-120 с двумя пассажирами на борту. Геликоптер, как и пострадавших, пока не нашли. 9 мая в Гане рухнул другой вертолёт, и из восьми человек лишь четверо остались живы – трое погибли и один пропал без вести. 30 апреля в Коми разбился частный вертолёт Robinson R44 – пилот, к сожалению, тоже не выдержал жёсткой посадки.
Число аварий при том, что вертолёт – это пока всё же роскошь, а не средство передвижения и обладают им в основном люди состоятельные, заставляет заранее настороженно относиться к массовому применению этого вида транспорта. Кроме того, не стоит забывать, что в России пилотов, которые действительно умеют ответственно работать в густонаселённых районах, не так уж и много. Взяться им попросту неоткуда. Уйдёт много времени и сил на то, чтобы вертолёт стал по-настоящему безопасным и повседневным видом транспорта.
Однако, когда геликоптер применяется для предотвращения ЧС или спасения жизней, – игра стоит свеч и риск оправдан. Но стоит ли рисковать безопасностью многих граждан ради банальной блажи в виде массового быстрого вида транспорта?