Столичный «Народный гараж» начал пользоваться большей популярностью у москвичей. Так считает председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев. По его словам, из 42 тыс. машино-мест горожанами куплено уже 23 тысячи. Однако происходит это не из-за того, что городские власти сделали их более доступными или привлекательными для народа, а наоборот, на фоне всё более жёсткой политики в отношении парковочного пространства в Москве у людей не остаётся нормальных альтернатив.
Печальные истории
Напомним, что программу по строительству многоэтажных автостоянок инициировал Юрий Лужков, бывший мэр города, ещё в 2004 году. Впоследствии идея не раз подвергалась критике как со стороны простых жителей, так и со стороны различных общественных и экспертных организаций. Пикантности истории добавляло то, что руководство ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения» (ДГС) было замешано в растрате порядка 90 млн. рублей. Кроме того, методы популяризации были, мягко говоря, достаточно циничными – сносить «ракушки», гаражные боксы и порой целые кооперативы, а взамен предлагать кусок пыльного бетона по цене 350 тыс. рублей.
Одним из любимейших финтов руководства ДГС была подделка подписей под обращением местного населения, какого-либо района о просьбе строительства под их окнами никчёмной конструкции. Конечно же, ради такого строительства необходимо было бы снести какой-нибудь кооператив.
Так, например, в районе Бибирево долгие годы не утихает борьба местного населения с чиновниками за свои плоскостные гаражи, которые стоят на отшибе и никому не мешают. Более того, расположены они над подземной рекой, что исключает какое-либо капитальное строительство на их месте – так что снос их, казалось бы, не имеет смысла. Однако такое соседство очень мешает одному из «Народных гаражей», который стоит неподалёку, и идее создать ряд платных стоянок в Бибирево.
Историй с чиновничьим беспределом хоть отбавляй. Александр Стальнов, житель района Ясенево, в своё время владел двумя гаражными боксами. Снести их пытались опять же в угоду «Народному». Один из них строителям удалось убрать, хотя и выплатили компенсацию за него 125 тыс. рублей. За второй Александр продолжает бороться уже четвёртый год, при том что администрация не собирается давать какие-либо выплаты и всячески заставляет судиться с ними.
Недобросовестно выполняют работу и в управе Даниловского района ЮАО. Максим Сидоров по-настоящему испытал на себе «закон Мёрфи». Буквально через несколько дней после покупки автомобиля гараж, которым он владел с 2000 г., снесли.
«Изначально их вокруг дома было немного и все, в том числе и мой, были установлены легально. Но потом гаражи начали разрастаться по территории всего двора. Их стало настолько много, что уже трудно было пройти. Затем в 2012 г. началась кампания по сносу нелегально установленных боксов – площадка перед домом опустела. Недавно мой гараж, на который были все документы и у которого был регистрационный номер, вместе с соседскими тоже вдруг решили разобрать», – рассказывает Максим. При этом самое неприятное в этой ситуации то, что местные власти владельцев гаражей даже не предупредили об этом. Никаких объявлений рядом с подъездом или уведомления о том, что имущество по каким-то причинам будут сносить, не было.
«В управе по Даниловскому району ЮАО меня ожидало полное «динамо» – ответа, почему гараж разобрали, и будет ли какая-то компенсация, до сих пор не получил. Если бы было какое-то постановление и уведомление о том, что власти собираются убирать бокс, то я сам бы мог его разобрать и отвезти потом на дачу», – поделился М. Сидоров. При этом из гаража исчезло некоторое имущество, которое там находилось, – видимо, это уже становится недоброй традицией при сносе.
Время менять имена
При таком волюнтаристском подходе столичных властей не удивительно, что машино-места в «Народном гараже» начинают потихоньку раскупать. Впрочем, у них по-прежнему велик шанс остаться полупустыми, потому что цены за такое сомнительное удовольствие могут достигать полутора миллионов рублей. Официальная минимальная планка в 350 тыс. руб., по сути, существует только на бумаге. Стоимость по непонятной причине начинает существенно расти в зависимости от расположения гаража и даже из-за того, на каком этаже находится само машино-место в нём. Очевидно, продают ещё и вид на живописный город.
Вполне возможно, что спрос на такие места начал расти после того, как власти придумали новую программу – «Инвестиционный гараж». Это брат-близнец «Народного», с лёгкими косметическими изменениями. Обещают чуть больше комфорта вроде отопления, мастерских и автомоек. Вместе с ними первоначальная цена, по предварительным оценкам, тоже становится больше – от 500 тыс. рублей. Это, к слову, место, где никакого отопления и мнимого комфорта нет. Деньги на такие сооружения будут искать уже частные инвесторы, при этом никаких конкурсов проводиться не будет. Планируется, что 20 подобных сооружений начнут строить уже в 2014 году.
Выкачивать деньги из воздуха столичные власти планируют не только за счёт сомнительных «Народных» и «Инвестиционных гаражей». Не за горами очередное расширение зоны платной парковки, а также эксперименты с платными паркингами в спальных районах Москвы. К сентябрю этого года должно открыться 57 подобных плоскостных автостоянок. Оборудованы они будут уже привычными для столичных водителей паркоматами. Заранее говорится о том, что рассчитаны такие парковки будут именно на местных жителей. У них будет возможность купить месячный или годовой абонемент на машино-место, а закреплено оно будет за конкретным автомобилем, что позволит избежать возможных спекуляций на дефицитных местах.
Новые запреты?
Если судить по опыту последних лет, вместе с новыми платными парковками обязательно появятся какие-либо новые запретительные и карающие меры. Тем более что теперь город сам выполняет функции ГИБДД в вопросе наложения штрафов за неправильную парковку, сам же занимается законотворчеством и даже «знакотворчеством». Достаточно вспомнить, как месяц назад в городе появилось невообразимое количество знаков, которые запрещают не просто стоянку, а даже остановку автомобиля. Эксперты и водители не могли объяснить логику столичных властей – знаки появлялись даже там, где сам запрет никакой пользы не приносил. Позже это пытались объяснить какими-то экспериментами относительно загруженности дорожной сети, но такие «отмазки» выглядят по-детски.
Сотни людей из-за таких «испытаний» были вынуждены платить немаленькие штрафы – 2,5 тыс. рублей. Понятно, что водитель должен следить за дорожными знаками, но глаз тоже с годами замыливается. Если человек останавливался у рынка каждые выходные, где не было никаких запретов последние минимум пять лет, – вряд ли он обратит на них внимание. А ведь властям (если бы это был действительно заботливый эксперимент) не составляло никакого труда как-то дополнительно привлечь внимание к дорожному знаку. Например, повесить табличку «Внимание!» крупным шрифтом. В итоге от повсюду натыканных запретов выиграла только городская казна.
В целом идея создания плоскостных платных парковок в спальных районах не такая уж и плохая. Важно, чтобы в довесок к ней не шли новые запреты. Впрочем, по мнению экспертов, если цена месячного абонемента будет выше 2 тыс. руб., то и такие стоянки не станут заменой «Народному гаражу». Тем более если это будет просто залитая асфальтом площадка со шлагбаумом без всяких гарантий сохранности автомобиля.