Москвичи гордо называют свой город портом пяти морей, и пусть наша река не такая полноводная и большая, как Волга, здесь тоже есть где разгуляться. Вот только используется наш водный транспорт, мягко говоря, не в полной мере. На торжественной церемонии открытия 81-й пассажирской навигации на Москве-реке, как принято на празднике, приглашённые старались не говорить о проблемах. Однако решать их всё равно придётся.
Экскурсии без пробок
Церемония прошла традиционно: в ней приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Столичной судоходной компании, Росморречфлота, правительства Москвы, Московского речного пароходства. Здесь также выступили воспитанники различных навигационных школ, кадетских корпусов, студентов Государственной академии водного транспорта и патриотических молодёжных организаций Москвы. Затем под звуки оркестра от причала Парка имени Горького отправились в путь экскурсионные теплоходы.
По итогам 2013 года московская речная навигация заняла больше 60% рынка водных экскурсионно-прогулочных маршрутов России. Председатель Москомтуризма Сергей Шпилько отметил на церемонии открытия:«Общими усилиями всех участников столичного экскурсионного рынка за прошлогоднюю навигацию было перевезено более 1 миллиона 600 тысяч пассажиров. Это означает, что наш город является лидером рынка внутренних водных экскурсионно-прогулочных маршрутов страны.
В этом году запущены новые экскурсионные маршруты, которые будут интересны всем. Например, начнёт действовать билет «целого дня». Он даёт право на неограниченное количество посадок на теплоходы по центральному маршруту. Навигация с Северного речного вокзала начнётся 26 апреля.
За прошлый год по Москве на пароходах отправились в путь 700 тысяч пассажиров. Сегодня в эксплуатации основного перевозчика находятся 55 судов. Это современные двухпалубные теплоходы «Москва» и «Москвич», однопалубные серии «Фонтанка», экскурсионные серий «Столичный-1» и «Столичный-2», а также «Ракета» на подводных крыльях. «Москва» – судно советского образца. Все они проходят реконструкцию и ремонт».
Банкетный флот заказывали
Стоит упомянуть и прогулочные экскурсионные теплоходы, например, «Столичный» с низкой осадкой, которая позволила открыть новый маршрут с заходом в Водоотводный канал, и маневренное однопалубное «Водное такси». Есть в парке судов города корабли «Московского банкетного флота», и двухпалубные лайнеры «Ривер Палас» к тому же имеется всепогодная флотилия «Рэдиссон Ройал», включающая 10 яхт ледокольного класса, половина из них спущена на воду в 2012–2013 годах.
Соответствуют ли наши пассажирские суда европейским стандартам? Вот вопрос. По словам Юлии Ефремовой, недавно Судоходная компания делала обзор речного рынка Европы. Так вот в бывших странах соцлагеря – Чехии, Венгрии и прочих – до сих пор ходят теплоходы типа «Москва», построенные на столичном судостроительном заводе. Они на ходу благодаря огромному запасу прочности, который был заложен в конструкцию судов ещё советскими специалистами.
Сегодня на вышеупомянутых теплоходах наводят блеск: меняют окна, устанавливают систему климат-контроля. В этом году на современных судах, курсирующих по центральному маршруту, ставят современную систему аудиогидов, говорящих на пяти языках. А ещё здесь есть удобные кресла и антивандальные полы. В отличие от западноевропейских стран, где акцент делается на теплоходы-рестораны (они тоже есть и на Москве-реке), у нас в основном ходят прогулочные суда с небольшими буфетами на борту. Помимо этого нас отличает частота рейсов – каждые 15 минут.
Теплоход – не роскошь
В прошлом году был анонс городской программы расширения водных транспортных маршрутов по городу. Эта программа должна была войти и в систему переоборудования парков. Сейчас достаточно сложно доехать, например, из Печатников в Парк Горького, река слабо привязана к инфраструктуре города. Не говоря уже о том, что до некоторых причалов очень трудно добраться. Взять хотя бы Парк Горького.
Новые водные маршруты сегодня городу просто необходимы. Однако эта программа пока остаётся мечтой. Со своей стороны, Московская судоходная компания подготовила флот. Но у неё пока нет должного взаимодействия с правительством Москвы. Поэтому разработка новых водных сообщений запаздывает. Вероятно, для судоходной компании это не очень рентабельно. Пришло время менять всю транспортную инфраструктуру. Добраться до причалов непросто: станции метро зачастую находятся далеко от них. Нет перехватывающих парковок, набережные не приспособлены для новых стоянок и т.д. Судя по всему, сейчас как раз проходит этап планирования и разработки новой программы. Это займёт несколько лет. Правда, в нынешнем году Московская судоходная компания запускает одну переправу – с Северного речного вокзала в Тушино. Суда будут ходить на противоположный берег – в парк Северное Тушино и в Химки.
Здесь климат иной…
По словам Юлии Ефремовой, основной проблемой Московской судоходной компании является то, что это сезонное предприятие. Зимой приходится содержать капитанов и флот, брать кредиты для выплат. Если же летом погода стоит ненастная, прибыль у организации оказывается минимальной. Несколько лет компания выживала с трудом.
Широко разрекламированная программа комбинированных экскурсий, что подразумевает поездку на двухэтажных автобусах и пересадку на теплоход на различных причалах, пока тоже не пользуется успехом у москвичей и гостей столицы. И дело тут даже не в дорожных пробках, по которым приходится ехать туристам, а в том, что наша столица пока, увы, город не для туристов. В отличие от Лондона, Парижа и Петербурга. А к нам в основном приезжают делать бизнес.
Справка «АН»
В этом году дневные речные прогулки можно будет совершить по маршрутам:
Киевский вокзал – Новоспасский мост;
Коломенское – Марьино – Братеево – Коломенское;
ЦПКиО имени Горького – Новоспасский мост – ЦПКиО;
Воробьёвы горы – Котельническая набережная – Воробьёвы горы;
Третьяковский причал – памятник Петру Великому – Кремль – Новоспасский мост – Третьяковский причал;
Новоспасский мост – Большой Устьинский мост – Парк культуры – Большой Устьинский мост;
Театр эстрады – Парк культуры – Театр эстрады;
Киевский вокзал – Крымский мост – Киевский вокзал.