Аргументы Недели → Город М № 13(405) от 10.04.2014

Ямщик, заходи в Интернет

, 20:18

Столичные власти не оставляют попыток загнать частный извоз в рамки закона. Для начала таксистов хотят избавить от бумажной волокиты. Для этого с 1 апреля текущего года все разрешения на таксомоторную деятельность в Москве начали оформлять строго на портале госуслуг.

Легальных маловато

«Это сделано для удобства оформления и ускорения процесса получения разрешения на осуществление таксомоторной услуги», – рассказали нам в пресс-службе столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Раньше документы для получения разрешения на извоз принимали как в письменном, так и в электронном виде. Отныне – только через Интернет.

Разрешение на работу автоизвозчикам московские власти начали выдавать в 2011 году, после того, как вступил в силу новый закон о такси. Предполагалось, что прописанные в нём меры позволят избавить улицы первопрестольной от нелегалов, не знающих города и не соблюдающих ни правил дорожного движения, а также норм технического контроля машин. При этом сокращение количества таксистов не планировалось: получил лицензию – работай спокойно.

Но на тот момент численный перевес был за нелегалами – по самым скромным подсчётам чиновников, 40 тысяч «диких» извозчиков против 10 тысяч официальных. Насколько сегодня изменилось это соотношение, сказать сложно. Но в ряду законных перевозчиков значительное пополнение – 38–40 тыс. разрешений выдано сегодня департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Легализовались ли за это время бывшие частники, неизвестно. Да и официальная статистика далека от реальности – по данным независимых экспертов, сегодня в Москве по разрешениям работают только 15 тыс. таксистов.

Бесплатный сыр извозчика

Сегодня власти стремятся ускорить процесс легализации. Вскоре заняться извозом сможет любой желающий с водительским стажем от пяти лет, при наличии или собственного транспорта, или документов на право его использования. Таксистам-одиночкам и фирмам, в гараже которых не более десятка авто, разрешение оформят за день. Тем, что покрупнее, – в течение трёх дней. Вся процедура – бесплатна.

На сайте департамента даже специальную инструкцию вывесили, называется «Как стать легальным таксистом». Их преимущества – право пользоваться стоянками у вокзалов и транспортно-пересадочных узлов и даже специальными мини-парковками.Разрешение налагает и ряд обязательств, среди которых – обязательные техосмотр автомобиля и медицинский – самого водителя перед выходом на маршрут.

«Этими мерами департамент, в первую очередь, упростил себе работу, а вот водителям, которые с компьютером не дружат, стало сложнее, – считает Андрей Попков, заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист». – Хотя на портале государственных услуг, куда мы все внесены, регистрироваться ещё сложнее. В принципе, какая разница, как получать сегодня разрешение, самое главное – правильно оформить все документы. И здорово, что эта процедура пока бесплатная! Ведь в других регионах сегодня за разрешение платят от двух и более тысяч рублей. В Москве в 2011 году тоже хотели ввести тариф – 15 тысяч сразу! Но тогда наш профсоюз устроил акцию протеста, и власти отказались от этой идеи». Но даже бесплатное разрешение на извоз привлекает далеко не всех.

«Такие правила мне невыгодны, – говорит Владимир Дунаев, автолюбитель со стажем. – Проще подкинуть пару-тройку попутчиков и так покрыть все затраты на бензин. А чтобы нацепить шашечки и прочую «сбрую» тысяч пять потребуется…»

Однако в такую же сумму может встать доморощенному таксисту и желание немного «побомбить» на улицах. С июля 2012 года за отсутствие лицензии на извоз в Москве введён штраф в размере 5 тыс. рублей. Этим сильно не напугаешь. «Я принципиально пользуюсь только частниками – привычка юности, – рассказывает предприниматель Алексей Юшков. – Быстро и выбор шире: на чём хочу, на том и еду. А если остановят, мы с водителем быстрее найдём общий язык, чем с гаишником».

А как у дальнобойщиков

Ранее уже предлагались всевозможные методы борьбы с извозчиками-нелегалами. Например, были предложения, чтобы с 1 января 2014 года все легковые такси были переоборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. А в Кодексе административных правонарушений хотели зафиксировать штраф за его отсутствие – 50 тыс. рублей! К счастью, сроки вступления в силу этого законопроекта постоянно отодвигаются «по техническим причинам». Вот и славно.

Сегодня, по мнению работников профсоюза «Таксист», надёжнее было бы ввести идентификацию водителей по примеру дальнобойщиков. Это упростило бы контроль за перевозчиками и облегчило бы бремя легальных таксистов. Ведь многие фирмы сегодня, получив лицензию на извоз, оптимизируют свои издержки, привлекая к работе мигрантов без опыта и прав. Да и закон о такси не мешало бы пересмотреть – даже новая его редакция, к примеру, не предусматривает ответственности диспетчерских служб.И крайними в любых нарушениях по-прежнему остаются водители. Даже легальные...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram