Вкушать духовную пищу лучше в комфорте. Может быть, поэтому у московского зрителя вызвало недоумение появление стоячих мест в столичных театрах. Внимание привлекли главные сцены города, расположенные на Театральной площади. У них есть общая проблема – слабая видимость сцены с некоторых мест на ярусах.
Заместитель генерального директора Большого театра Олег Мисковец прокомментировал создавшуюся ситуацию: «Как любой ярусный театр, Большой имеет определённое количество мест, с которых плохо видно, либо практически не видно сцену. Так было до реконструкции и после неё. Поэтому зашла речь о замене мест с видимостью сцены менее 50% на те, с которых можно смотреть спектакль, стоя, опираясь на специальный поручень, например, как это уже сделано в Венской опере.
Такие билеты будут стоить, как и сейчас, – 100 рублей, а продаются в три этапа. Они поступают в продажу за три месяца. В первую очередь их покупают люди по предъявлению удостоверений на льготы. После этого на эти места можно попасть по заявкам от социально незащищённых групп населения из различных районов Москвы и Московской области. И третий этап – билеты продаются в день спектакля по программе «Большой – студентам» и по льготным удостоверениям.
Вот что нам рассказали зрители, попавшие в Большой театр по социальным билетам на те самые неудобные места на последнем ярусе балкона. Просмотр балета «Лебединое озеро» стал для них настоящим кошмаром. Многодетным мамам приходилось постоянно нервничать из-за того, что детям не было видно представления. А ветераны Великой Отечественной плакали от обиды, так как здоровье не позволяло им долго находиться на ногах.
Самостоятельная политика
А как вообще складывается цена на билеты в самый престижный театр страны? Есть приказ Министерства культуры, который даёт право учреждениям культуры самостоятельно определять стоимость платных услуг по основным видам деятельности, исходя из наличия материальных, трудовых ресурсов и спроса на соответствующие услуги. Другими словами, если спектакль популярен, цены сразу взлетают.
Чем сумма ближе к рыночной: тем меньше перекупщиков. Если администрация «угадает» с ценой – жди полный зал. Мы спросили у Олега Сысковца: какие сегодня зрители у театра? Чем отличаются они от тех, кто приходил сюда в советское время? «Зрители, которые приходили в театр в пору СССР, отличаются от современных примерно так же, как сейчас отличается народонаселение нашей страны от народонаселения Советского Союза. Театр периодически проводит опрос любителей искусства, чтобы выяснить, каков возраст зрителей, из каких источников они узнают о спектаклях, где покупают билеты. Как правило, мы это делаем вместе с профильными учебными заведениями, ГИТИСом, Школой-студией МХАТ, Московским Государственным университетом. Когда студенты кафедры социологии проходят у нас практику, они проводят различные опросы зрителей. Несколько раз мы проводили подобные опросы совместно с Попечительским советом Большого театра. Последнее исследование проводилось во время открытия Исторической сцены.
Вот данные: 25 % – в возрасте 18–25 лет, 30% – 26–40 лет, 25% – люди в возрасте 41–55 лет, 10% – люди пожилого возраста. По гендерным различиям: 70% – женщины, 30% – мужчины. Как правило, 80% зрителей театра – москвичи. Если говорить о профессиональной принадлежности зрителей, можно привести такие цифры: 40% – коммерческие организации, 20% – бюджетные организации, 15% – студенты, 15% – пенсионеры, 6–10% – иностранные зрители.
У Малого театра тоже были проблемы с видимостью сцены. Как нам рассказала директор Малого театра Тамара Михайлова, на эти 100 мест билеты не продаются. Это принципиально: реализация сторублёвых билетов не стоит того, чтобы потом получать негативные отклики. Дирекция считает, что человек, который идёт в театр на последние сто рублей, должен иметь возможность в полной мере насладиться искусством. В процессе реконструкции основного здания такие кресла будут убраны, и за счёт освободившегося пространства проходы станут более свободными, а кресла удобными. Здание на Ордынке более современное, поэтому таких проблем там не существует.
Политика цен
Что касается ценовой политики театра – она очень демократична. На основной сцене (она будет закрыта на реконструкцию 30 апреля) билеты дорогие до 3,5 тыс. рублей за спектакль «Фелумена Мартурана». Это объясняется его необычайной популярностью, ведь там играют Юрий Соломин и Ирина Муравьёва. На Ордынке на этот же спектакль билеты продаются максимум за 2,5 тыс. рублей. Спрос порождает предложение – на все апрельские представления билеты были распроданы уже в начале марта. В Малом театре отказались от помощи всех распространителей, перекупщиков там просто нет. Билеты можно купить только в кассах и на сайте театра. Недавно была открыта дополнительная касса, расположена она на Цветном бульваре. Цены на электронные билеты театр также контролирует. Более того, без определённой заявки в кассах не выдают более четырёх билетов в одни руки.
Тамара Михайлова говорит, что их художественный руководитель Юрий Соломин не разрешает повышать стоимость билетов, это важно в социальном плане. Академический, классический театр посещают обычные семьи! Самый дешёвый билет на детский спектакль стоит здесь 100 рублей, на Ордынке – 50 рублей. Самый дорогой – 300 рублей. На взрослые спектакли цена от 200 рублей. Но зрители могут не сомневаться, что всё увидят и услышат. Собственно, небольшая стоимость – это и есть социальная политика театра, поэтому скидки для пенсионеров и многодетных семей здесь не предусмотрены. Дирекция готова проводить бесплатное представление, скажем, 1 июня в Международный день защиты детей, нежели постоянно продавать билеты по заниженной стоимости социальным категориям населения. В том же МХТ имени Чехова это вполне возможно за счёт продажи очень дорогих билетов на определённые спектакли в партере.
В Малом театре также ведут статистику. Средняя его посещаемость составляет 80,7%. Причём, за восемь дней из шестнадцати продажа составляет 100%. Основной зритель здесь – люди среднего возраста, интеллигенция, педагоги, военнослужащие, слушатели военной и дипломатической академий. И конечно, постоянными, верными этому театру остаются взрослые женщины, которые по заведённой в советские времена традиции всегда переобуваются в гардеробе.
Старые стены
На новые, неклассические постановки приходит в основном молодёжь. Школьным классам через кассы билеты не продают. Однако по договорённости с правительством Москвы Малый театр в год предоставляет столичным школам два миллиона билетов. Проблема мест с плохой видимостью существует и в Российском Академическом молодёжном театре, который также расположен на Театральной площади. И это неудивительно, ведь этому зданию уже больше 150 лет. Пятнадцать неудобных мест находятся, так же как в Большом и Малом театрах, на ярусах балконов. Билеты здесь стоят дёшево. Как нам сказал директор театра Владислав Любый, сейчас разрабатывается проект реконструкции здания, проходить она будет поэтапно, без переезда в другой дом. Работы начнутся через несколько лет. Цель – создание удобных мест и современного оборудования.
Любопытно, что неудобные кресла в зрительном зале существуют не только в исторических, давно не ремонтированных зданиях, но и в современных, уже переоборудованных. Скажем, в театре имени Вахтангова 15 мест расположены на балконе по 100–150 рублей. Зрители, как правило, приобретают такие билеты как входные, и потом по возможности находят свободные места. В дирекции считают, что ради этих пятнадцати мест театр не стоит закрывать на реконструкцию. Последний раз она проходила в 1985 году.