Сможет ли Москва в обозримом будущем пересесть на электромобили? В прошлом году в столице было зарегистрировано свыше тысячи таких транспортных средств. На 90% это импорт – в основном из Японии, Китая и стран Западной Европы. А электрозаправок в городе всего 30. Повысится ли в столице спрос на электрокары? Возможно. Тем более что ввоз зарубежных электрических авто недавно получил льготы.
Импорт поможет?
С 1 февраля 2014 г. отменены ввозные пошлины на электротранспортные средства. Эти правила будут в силе до 31 декабря 2015 года. Возможно, они усилят спрос на такие машины, а также помогут развитию необходимой инфраструктуры для этого транспорта.
Надо добавить, что ликвидация пошлин не коснётся «гибридных» авто, у которых электромотор работает вместе с двигателем внутреннего сгорания.
В Москве сегодня продаётся только один вид «чистого» электромобиля – от Mitsubishi. Несколько лет назад в столице примерно за 450 тыс. рублей можно было приобрести китайский электромобиль E-Car GD04B. Доводка этой модели идёт сейчас в подмосковных Мытищах. Продажи пока приостановлены. Главная причина – нет должного количества заправок и как следствие – спроса автолюбителей.
Сегодня производство электрокаров в крупных объёмах нецелесообразно. Прежде всего из-за монополии нефтяников. «На долю автотранспорта приходится примерно 30% расхода топлива, – отмечает директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. – Если электромобили станут популярными, спрос на бензин упадёт».
Тем временем отечественные электромобили ELLada сейчас на испытаниях. Пока с АвтоВАЗа поставлено дилерам примерно 30 машин.Этот электрокар создан на основе Lada Kalina: он может развивать скорость до 140 км/час, с максимальным запасом хода 150 км (на одну заправку). Цена серийного образца – 1 250 000 рублей. Если предположить, что в Москве 20% личного автопарка будет переведено на электромобили, то загрязнение окружающей среды в городе понизится более чем на треть.
Задушили налогами
Но дело не только в заговоре нефтяников и в производстве. Как считает Андрей Панков, председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по стратегическим инновациям, «сложилась парадоксальная ситуация, при которой владельцы электромобилей с увеличенным запасом хода и подключаемых гибридов платят транспортный налог куда больший, чем владельцы обычных авто». То есть электромобили, обладающие и электродвигателями, и бензиновыми генераторами, облагаются транспортным налогом дважды, так как в расчёте налога учитываются мощности обоих двигателей.
Налог на автомобиль с двумя электромоторами и двухлитровым объёмом двигателя внутреннего сгорания достигает 43 тыс. рублей. Сравните: налог на автомобиль с одним ДВС – всего лишь 5100 рублей. Электромобиль не загрязняет окружающую среду. Его двигатели работают по очереди. То есть мощность автомобилей с двумя разными силовыми установками не увеличивается. По данным эксперта, в ряде регионов, где заботятся об экологии, уже отменён транспортный налог для владельцев электротранспорта. Например, в Калужской области. Многие эксперты убеждены, что данный налог надо отменить по всей стране.
Между тем в развитых странах спрос на электромобили постоянно растёт. Тому способствуют налоговые льготы как для производителей этих машин, так и для их водителей. Плюс к этому льготное налогообложение электрозаправок и жёсткие экологические стандарты. В помощь хозяевам электрокаров за рубежом существует многоступенчатая шкала тарифов на заправку в разное время суток.
Не только на Западе
В Эр-Рияде, Эль-Кувейте, а также в столицах Бахрейна и Эмиратов государство дотирует, как минимум, треть цены электромобилей, включая гибридные. Кстати, налоги на эти машины – символические. А экологические нормы и правила в вышеперечисленных столицах настолько жёсткие, что впору пересаживаться с гибридов и на обычные электромобили.
Такая же ситуация с производством электротранспорта и его реализацией характерна для индустриальных «драконов» Азии, включая Тайвань. На этом острове (его территория почти на пятую часть меньше территории столичного региона РФ) электромобильный автопарк уже достиг 15% от общего парка легковых авто.
До 2018 г. в Москве и Московской области смонтируют в целом до 5600 комплексов для зарядки электромобилей. По данным главы департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антона Кульбачевского, «в Москве в начале 2012 года было около 200 личных электромобилей, а в 2013-м их число приблизилось к тысяче».
Кстати
Первые грузовые электромобили были разработаны в Москве и для Москвы ещё в середине 1930-х годов. К концу 30-х эта техника использовалась также в Горьком, Ленинграде, Куйбышеве.