Стоимость обучения в автошколах может вырасти минимум на треть, считают эксперты. Виной всему новые поправки к Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Изменения в правилах выдачи водительских прав юридически действуют с 5 ноября. Однако водителей пока готовят по старым программам. Новые методики долгое время не могли придумать и утвердить вплоть до сегодняшнего дня. Но, возможно, они появятся уже в феврале.
Напомним, что изменения, которые вступили в действие ещё в конце прошлого года, расширили список категорий в водительских правах. Теперь вместо пяти их стало десять, плюс добавилось шесть подкатегорий. Например, как и в Европе, нашим гражданам придётся проходить обучение и сдавать экзамены на право управлять мопедом и квадроциклом (категория «М»). Также появилась подкатегория «А1», которая даёт возможность водить мотоциклы с объёмом двигателя не более 125 куб. см.
При этом теоретическая и практическая подготовка на получение таких прав предполагается нешуточная. Чтобы выучиться на категорию «М», придётся потратить 126 часов чистого времени. Ожидается, что практическая часть обучения на площадке будет занимать 50 часов. Для сравнения: в некоторых мотошколах до сих пор на площадку уделяется времени всего 10–17 часов. И только некоторые VIP-курсы предлагают 15 часов практики на автодроме и ещё столько же в городе. Кроме того, скутеры будут приравнены к остальным участникам дорожного движения. Это означает, что они смогут официально пользоваться не только крайней правой, но и любой из дорожных полос. Однако ответственность за нарушения будет такой же, как и у «старших» братьев – мотоциклистов и автомобилистов.
По плану в новой программе обучения предлагается также увеличить по времени минимальную теоретическую и практическую подготовки для других категорий. Например, для категории «В» – легковой автомобиль – теоретическая часть будет составлять 104 часа, а вождение – 56 часов. Дополнительно в курс добавят ещё 36 часов практических занятий. Здесь уже будут учить, как правильно оказывать первую медицинскую помощь и как решать конфликтные ситуации на дорогах.
Впрочем, сегодня многие автошколы готовят водителей по сокращённой программе. Практическая часть может составлять и 40 часов, и 24, и даже 20. Другое дело – сдашь ли сразу экзамен после таких коротких курсов. Кроме того, если в такое учебное заведение «внезапно» приедет проверка, то лицензию у автошколы могут отобрать – такие короткие программы по правилам недопустимы. Станут ли строже следить за такими организациями – большой вопрос. Тем более когда цены на обучение вырастут – сокращённые программы среди простых граждан тоже станут популярнее.
И певец, и жнец, на дуде игрец…
Вопрос ценообразования заслуживает отдельных строк. Сейчас в Москве стоимость обучения по полной программе – около 25–30 тыс. рублей. Дешевле только вышеупомянутые сокращённые курсы. Из-за новых правил лицензирования автошкол, а именно: обязательное высшее образование у инструкторов, наличие медкабинетов, приоритет в выдаче лицензии заведениям с автоматизированными автодромами и т.д. – цена за курс на категорию «В», по мнению самых пессимистичных экспертов, может вырасти аж до 50–100 тыс. рублей!
Однако есть и более оптимистические прогнозы. В связи с тем, что число занятий вырастет незначительно, то и рост цен прогнозируют не слишком большой – 10–15%.Казалось бы, небольшой процент может аукнуться куда более предметной цифрой в 2,5–5 тыс. рублей.
Впрочем, пока все эти прогнозы – лишь гадание на кофейной гуще. Точную стоимость можно будет понять только после того, как автошколы всё-таки начнут готовить водителей по новой программе. Которая, напомним, так окончательно и не принята. И слава богу, потому что спорных моментов, по словам экспертов, в ней предостаточно. Так, например, предлагают учить курсантов принципу работы сцепления, рассказывать о цетановом числе и вообще о ремонте. Не каждый водитель с многолетним стажем это знает и тем более сможет объяснить, и уж тем более, условно, карбюратор перебрать. В этом плане неадекватность новой программы налицо. Вместо того чтобы готовить водителей, которые смогут выйти без потерь из сложной ситуации на дороге, – из курсантов делают мастеров на все руки. Это, конечно, тоже неплохо, но многие вещи вряд ли пригодятся на практике. Тем более такие чудачества со стороны разработчиков (а это великое и ужасное Минобрнауки) бьют по карманам простых людей.
Тварь дрожащая или права имею?
Помимо прочего вызывает сомнения то, что все эти изменения смогут гарантировать более высокую степень подготовки новоиспечённых водителей. Главным предлогом создания новой программы как раз было желание уменьшить число ДТП с участием неопытных автомобилистов. Допустим, приходит человек в автошколу, выкладывает нажитые непосильным трудом 50 тыс. руб., добросовестно учится всему и сдаёт экзамен. Вот только один нюанс, когда он учился – не было гололёда. И откуда в таком случае у него будут практические навыки вождения зимой? Следовательно, что толку от того, что он проездит на два или четыре часа больше по площадке или городу? Зимой в гололёд у него всё равно будут высокие шансы попасть в аварию – просто потому, что он с этим никогда не сталкивался.
Или возьмём для примера другой сценарий. Человек кое-как ходит в автошколу, затем никак не может сдать экзамен и в итоге права попросту «покупает». Практика, к слову, очень распространённая. Более того, удовольствие не шибко дорогое. Если представить, что цена на обучение вырастет, то тут же посыплются и встречные предложения от коррупционеров – закрыть и обучение, и сдачу экзамена за денежное вознаграждение. Только чуточку дешевле. Главное, чтобы человек завестись смог и более-менее ездить умел. Есть ли тогда смысл в навороченных методиках обучения?
При этом нет никакой разницы, купил ты эти права или нет, если отношение к ПДД безрассудное. Красочный пример из реальной жизни – человек честно сдал на права, грешил себе, помаленьку нарушая скоростной режим и т.д. Но как-то раз решил покататься пьяным за рулём, в абсолютно невменяемом состоянии. Обошлось без жертв, но права в результате отобрали. Отбыв, так сказать, срок лишения – сумел их восстановить. Буквально через неделю на недавно купленной машине тот же человек едет пьяным и попадает в ДТП. Машина вдребезги, но снова, к счастью, без жертв. Результат – ни машины, ни прав, ну а мозг не пострадал, ибо нечему там повреждаться.
Так что, какими бы шикарными ни были методики обучения с кучей теоретических и практических часов – это не снижает потенциальную возможность попасть в ДТП.
Следовательно, напрашивается вывод, что в подобных ужесточениях заинтересованы некие «свои» автошколы, которые точно смогут получить лицензию и выкручивать руки людям своими ценами на обучение водителей.
Можно ещё вспомнить о том, какую политику ведут городские власти по отношению к московским автовладельцам. Очевидно, если купивших машину пока ещё не удаётся задушить платными эвакуаторами, платными парковками, безумными ценами на гаражи, очередным повышением транспортного налога, то следует приняться за подрастающее поколение. Которому, очевидно, суждено тратить баснословные суммы непонятно за что и быть тварями дрожащими, а не права иметь.