Строительство Инновационного центра «Сколково» и его инфраструктуры оборачивается множеством проблем для жителей окрестных посёлков. Наша газета уже писала об этом. К сожалению, ситуация не становится лучше. Зона строительных работ стала зоной бедствия для живущих тут людей.
- Живём в доме без света – потому что электрокабель в очередной раз был оборван, – рассказывает о ситуации вокруг Сколково председатель правления ПЖСК «Сетунька» Ирина Заика, руководитель общественного движения «Наше Сколково». С 2009 года, когда начались строительные работы, здесь все уже успели привыкнуть к обрыву кабелей и телефонных линий, к проблемам с газовыми трубами, к разбитым дорогам, к постоянным шуму и пыли…
Своя чужая колея
Теперь посёлки возле Сколково могут остаться без дороги, по которой до них могут добраться «скорая», пожарные, другие экстренные службы. Есть ещё путь – с большим уклоном, по которому проберётся не каждый джип. Похоже, скоро им придётся рисковать постоянно, если подрядчики строительства «Мосинжпроект» и «Техспецпроект» будут так же наплевательски относиться к людям и своим собственным обещаниям.
– В настоящее время здесь прокладывается теплоцентраль из Москвы в Сколково, и наша дорога оказалась на территории стройки, – говорит Ирина Заика. – На скрежет, пыль, работу экскаваторов, кранов мы уже и внимания не обращаем. В Общественном движении «Наше Сколково» есть договор о сотрудничестве с инновационным центром, и мы всегда помогали транспорту строителей проходить через прилегающие территории на поле, где шло строительство…
Когда теплоцентраль практически подошла снаружи к забору посёлка Сетунька со стороны Москвы, жители поняли, что дороги своей они могут лишиться – если не начать срочно бить тревогу. «Техспецпроект» обратился в садовый кооператив с письмом, чтобы строителям разрешили вход на территорию посёлка для прокладки теплотрассы. В ответном письме председатель просила предоставить проект прохода и сроки к 8 декабря, дате общего собрания жителей окрестных четырёх населённых пунктов, чтобы можно было принять решение на общем собрании.
Но тут вмешался Департамент строительства правительства Москвы. «26 ноября меня пригласили на заседание, где я озвучила наше пожелание, чтобы прокоп прокладывался под дорогой, и не был открытым, чтобы мы могли по-прежнему пользоваться своей дорогой, – говорит Ирина Заика. – Мне ответили, что проект не предусматривает такого варианта, а есть только вариант прямой раскопки. По результатам заседания подрядчику, занимающемуся проектом, была дана неделя на то, чтобы решить проблему с дорогой.
Дальше – хуже
До сегодняшнего дня решения нет. Я опасаюсь, что наш единственный путь будет всё-таки раскопан без согласования с жителями». Дальше – хуже: «Мосинжпроект» и «Техспецпроект» предоставили нам ведомость уничтожения дубовой рощи, которая находится рядом с дорогой. Сажали её жители – старались, заботились. Понятно, что её уничтожение их сейчас совсем не радует. На вышеупомянутом заседании правительства чиновники людям пообещали: «Мол, мы тоже любим деревья, зелень всякую, поэтому растения восстановим! Уберём 30 – посадим 50! Будете довольны и счастливы»…
Однако на деле не всё так радужно. Есть вопросы. Будут ли расти деревья на трубе теплоцентрали? И станут ли их вообще высаживать?К сожалению, практика показывает, что на обещания строителей можно не рассчитывать. «Хотя с самого начала подрядчики «обрадовали» нас: мол, мы понимаем, что будет шум, появится грязь. Будут бесперебойно работать техника, генераторы… Словом, стройке нужна электроэнергия. Дайте, пожалуйста!»
– Электроэнергию дали, – напоминает Ирина Заика. – Взамен попросили построить социальный объект – так вообще-то во всём мире принято. Всего лишь офис для Общественного движения «Наше Сколково». Он должен был быть возведён к середине ноября. Но на деле построена лишь часть здания. Уже прошло два с половиной месяца, как стройка остановилась.
Мне объяснили: «Когда вы подпишете проход внутрь деревни и мы всё согласуем, тогда и продолжим». Такие вот партнёрские отношения.
Надо сказать, что опыт Сетуньки и соседних посёлков оптимизма не внушает. Их дороги разбиты беспардонным образом. В порядок эти пути приводить никто не собирается. За электричество, которым пользуются строители, никто до сих пор не заплатил ни копейки. За эксплуатацию дорог – тоже. Обочины, пострадавшие от тяжёлой техники, не укреплены. Ливневые стоки не сделаны. В перспективе – угроза перекопки дороги и уничтожение дубовой рощи. Пренебрежительное отношение к людям сложилось тут с самого начала строительства – и, как видно, уже не прекратится, если по каждому конкретному вопросу не призывать подрядчиков к ответу.