Аргументы Недели → Город М № 43(385) от 07.11.2013

Коммунальный детектив

, 16:59

Федеральная служба по тарифам озаботилась дороговизной коммуналки. Ведомство хочет провести аудит многомиллиардных инвестпрограмм естественных монополий. Цель – выяснить, насколько оправданы расходы, которые госкомпании перекладывают на потребителей ЖКХ.

Мантра об убытках

В последнее время законопроекты, призванные навести порядок в сфере ЖКХ, сыплются как из рога изобилия. Оно и понятно. С коммуналкой, что называется, наболело. Рынок ЖКХ давно пора перетряхнуть. Для начала неплохо бы заняться управляющими компаниями. В Москве их более 500. Четыре пятых – частные, но более чем в 60% домов за хозяйством следят государственные конторы. Всё те же знакомые с детства ЖЭКи, в 1990-е годы переименованные в ДЕЗы.

Формально большая часть таких компаний убыточные или находятся на грани рентабельности. Хотя, гладя на роскошные автомобили директоров ДЕЗов, не скажешь. Когда жильцы интересуются, откуда убытки, слышат в ответ стандартную мантру. Дескать, у контор большие потери. Стройматериалы дороги, трубы протекают. На деле это не оправдание, а приговор. Как раз забота управляющих компаний – обновлять домовую инфраструктуру. Тем более правительство Москвы выделяет им на ремонты почти 20 млрд. руб. в год.

Но главная проблема коммуналки не в ДЕЗах. Основные деньги, заплаченные за ЖКХ, уходят конторам, поставляющим в дома газ, воду и свет. Тем самым советским монстрам, которых теперь модно называть «естественными монополиями». Взять водоснабжение. Это хозяйство в Москве – огромное. Под городом располагаются девять гидроузлов. От них тянутся почти 7 тыс. километров труб. Воду перекачивают более 130 насосных станций. Следит за всем оборудованием одна гигантская компания – «Мосводоканал». В организации 13 тыс. человек одного только персонала.

Компания работает с переменным успехом. В некоторых районах воду обеззараживают по-современному – ультрафиолетом. Но в большей части города по-прежнему используют допотопные соединения хлора. Столичные власти клянутся, что вода в кранах питьевая, но вкус у жидкости, которая из них течёт, мягко говоря, на любителя. Зато цены у Мосводоканала кусаются. За 1 кубометр москвичам приходится выкладывать 28,4 руб., плюс 20,15 руб. за водоотведение.

В сумме у компании набегает более 40 млрд. руб. выручки в год. Прибыль – есть. Хотя, судя по криминальным сводкам, некоторым сотрудникам легальных заработков не хватает. К примеру, в сентябре следователи задержали работника Мосводоканала, по их мнению, вымогавшего 1,5 млн. руб. за подключение частной фирмы к канализации.

Дочки-миллиардеры

Горячую воду и тепло в город поставляют две компании. Две трети тепла вырабатывает Мосэнерго. Остальное – Московская объединённая энергетическая компания. В её ведении самая протяжённая теплоэлектрическая система в мире – порядка 16 тыс. км тепловых сетей. Но конкуренция между конторами – только видимость. Владельцем обеих является хорошо знакомый россиянам «Газпром». Точнее, его дочка – «Газпром энергохолдинг». Доходы у «ребёнка» – дай бог каждому. Прибыль организации перевалила за 15 млрд. руб. в год.

Казалось бы, при таком богатстве можно притормозить с увеличением тарифов. Но они растут как на дрожжах. С августа горячая вода в городе в очередной раз подорожала на 8,4%, отопление – на 9%. При этом проблемы с коррупцией у столичных поставщиков тепла примерно те же, что у Мосводоканала. Свежий пример – в сентябре полиция задержала заместителя главы филиала МОЭКа. По версии следователей, он требовал у подрядчика 1,2 млн. руб. за приёмку работ.

Газ для населения в Москве пока, к счастью, недорог. Зато свет изрядно бьёт по карману. Тут основной игрок – Мосэнергосбыт. Он поставляет порядка 60% электричества в столице. Контрольный пакет компании принадлежит «Интер РАО ЕЭС». В конце 2000-х гг. московские власти пустили на рынок ещё одну организацию – Русэнергосбыт. Но случился конфуз. Горожанам стали приходить сразу две платёжки за свет вместо одной. Причём цены в обеих стояли одинаковые. Чиновники охотно признали поражение и официально отказались от эксперимента.

Аудиторы болота

Кое-где в ЖКХ конкуренция всё-таки появляется. Взять телефонную связь. С этого года московскому монополисту МГТС придётся потесниться. В город пришёл «Ростелеком». Пока он занимается в основном Интернетом, но собирается обслуживать и домашние телефоны. Впрочем, отдельный домашний телефон – вещь отмирающая. Связь давно поставляют по цифровым линиям. Передача голосовых данных – только малая толика в общем пакете интернет-услуг. Это понимают даже в МГТС. Тарифы на телефон в Москве повышаются, но установка аппаратов дешевеет. С марта она стоит 2,8 тыс. руб., а не 3,5 тыс. руб., как раньше.

Увы, вода и электричество только дорожают. Тут естественные монополии делают что хотят. По всей стране власти охотно идут у них на поводу и увеличивают тарифы. Московское правительство не исключение. В последнее время оно всеми силами способствует господству монополий. Именно столичные чиновники в этом году продали МОЭК «Газпром энергохолдингу». Более того, они разработали масштабную программу приватизации контор, занимающихся коммуналкой. В рамках которой спешно акционировали Мосводоканал и Мосгаз. На очереди – Мослифт. Со временем компании собираются продать. Возможно, частично всё тому же «Газпрому».

Раз соперничества в сфере ЖКХ нет, остаётся один способ вытащить хозяйство из болота – наладить над монополиями контроль. Это предлагают сделать создатели законопроектов о реформе коммуналки. К примеру, известный оппозиционер Алексей Навальный обратился в Мосгордуму с просьбой принять закон, облегчающий аудит контор, занимающихся ЖКХ. Сходную вещь хочет сделать Федеральная служба по тарифам. Она добивается права исследовать многомиллиардные инвестпрограммы монополий и выяснить, насколько обоснованы расходы, которые через тарифы ложатся на плечи населения.

Беда в том, что закон принять мало. Его нужно исполнять. В принципе аудит контор, занимающихся коммуналкой, можно проводить и сейчас. К примеру, такое право есть у устанавливающей тарифы московской Региональной энергетической комиссии. На деле к переменам это не приводит. Максимум на что способны городские власти – хвастаться, что провели переговоры с монополями и убедили их не задирать цены ещё выше. Но всерьёз противостоять аппетитам всемогущих госкомпаний охотников не находится.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram