Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 37(379) от 26.09.2013

Почтальон на печке

, 16:10

В столице, по замечаниям граждан, остро ощущается нехватка почтальонов. Горожане в поисках подписных газет всё чаще выгребают из ящиков не любимые долгожданные издания, а тонны рекламной макулатуры. Причина на поверку оказалась банальна – низкие зарплаты почтальонов. В среднем их «потолок» в Москве – не больше 19 тыс. рублей в месяц.

Дешевле не работать

Корень этой беды – в низких зарплатах, в том числе в результате введённой сдельной оплаты труда в 2011 году. Тогда руководством ФГУП «Почта России» это преподносилось словно манна небесная. Начальство таким образом стимулировало работников помогать развиваться компании. По словам Александра Киселёва, бывшего генерального директора «Почты России», зарплаты от этих мер выросли якобы на 14%. А самые активные служащие по этой системе должны были получать ещё больше, чем раньше. Конечно же это касалось операторов почтовых отделений и самих почтальонов. Потешить себя и своих приближённых неким подобным решением руководство струхнуло.

В конечном итоге сдельная оплата труда зависела напрямую от того, сколько участков обойдёт почтальон с тяжеленной сумкой, которая забита корреспонденцией. На первый взгляд здравый смысл в этом есть: сколько поработал, столько и полопал, как говорится. Однако на практике количество подписчиков на периодику сокращалось. А люди, чтобы прокормить себя, брали дополнительные смены и т.д. Как результат – ухудшение качества обслуживания, а также вместо положенной зарплаты по тем временам – 15–16 тыс. руб. получалось где-то 8–12 тыс. рублей. Что для жизни в Москве или в Подмосковье, мягко говоря, недостаточно.

Со стороны многих работников почты стало логичным поскорее уносить ноги от таких «подъёмов» зарплаты. Однако многие по-прежнему работают чуть ли не в две смены, берут дополнительные часы, чтобы хоть как-то получать надбавки. При этом горожане удивляются – почему на почте работают этакие злобные «гоблины», а хамство, очереди и издевательство над потребителем стали синонимами «Почты России».

Ответы очевидны, и их два. Даже на 20 тыс. в столичных реалиях особо не поулыбаешься клиентам. А так как выше этого потолка не прыгнешь, то люди туда идут явно не с целью профессионально расти. Часто можно наблюдать картину, как оператор в отделении еле-еле справляется с тем, чтобы принять коммунальные платежи граждан. Просто потому, что тётенька в предпенсионном возрасте никогда не имела опыта работы с тем же компьютером. Вообще непонятно, на что рассчитывает руководство «Почты России», когда стоимость труда их сотрудников меньше стоимости работы грузчиков. Кои интеллигентностью не отличаются.

Хотя конечно же есть и хорошие почтовые отделения, где работники, невзирая на все тяготы и лишения службы с такими управленцами, умудряются и клиентам помочь, и позитивное отношение к работе сохранить.

Семеро одного обирают

К слову об управленцах, нынешний генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов заявил, что их количество сократится на 30%, дескать, много менеджеров. А их зарплаты в итоге перераспределятся среди тех, кто работает «в поле»: операторов, почтальонов и т.д. Однако даже беглый просмотр вакансий на различных интернет-ресурсах показал интересную вещь. Почте совершенно не нужны почтальоны. Этого предложения от госконторы почти не встретишь. Зато нужен, например, «персональный водитель руководителя» с зарплатой 50 тыс. руб. в месяц. Это без премий и отдельной страховки, которая также включает услуги стоматолога. Судя по объявлениям, оказывается, что менеджеров по подбору персонала тоже не хватает как воздуха. Нам ведь для того, чтобы нанять почтальона, нужен ещё один специалист, который ему десять вопросов задаст. Исходя из этого, слова Д. Страшнова выглядят как-то неубедительно.

Кроме того, непонятно, что мешало не деньги растаскивать на всевозможных рекламах «Почты России», очередных «Мисс «Почта России», а попытаться улучшить свою работу? Не было даже попыток довести уровень зарплат хотя бы приблизительно до своих коммерческих конкурентов, вроде DHL или FedEx, где зарплаты пешего курьера чуть ли не в 2,5 раза выше, чем у почтальона на почте.

Руководству нужно ставить чёткие задачи и решать их. Если эти задачи не решают – менять штат сотрудников или само руководство. А зарплаты конечно же нужно повышать и приводить к среднерыночному значению. К сожалению, полная самоокупаемость нынешней «Почты России» невозможна, и гнаться за коммерческим эффектом нет смысла. В конце концов, задача государства – доставлять ту же корреспонденцию, посылки, а не деньги зарабатывать. И «Почта России» должна заниматься прежде всего именно этим.

Ну а пока в неповоротливой машине ФГУП «Почта России», похоже, так и будет по традиции говориться руководителями одно, а на деле происходить совершенно другое. Всё так же будут появляться поражающие новости о том, что на очередное ненужное нововведение необходим миллиард долларов. А вместо современного почтового оператора будет какой-то балаган с продажей лотерейных билетиков, раздачей кредитов с бандитскими процентами времён 90-х и вечно опаздывающей газетой, которая должна лежать в почтовом ящике.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram