Среди многих вопросов, которые имеются относительно грядущих выборов мэра Москвы, есть и такой: решится ли на теледебаты Сергей Собянин. Сможет и захочет ли он в прямом эфире ответить на жёсткие вопросы оппонентов о коррупции в столице, о тяжёлой экологической ситуации, о пробках... О плитке на тротуарах, наконец.
Официальное решение Сергея Собянина об участии в дебатах пока не обнародовано, интрига остаётся. Но большинство экспертов, политиков и людей, лично общавшихся с нынешним мэром, уверены – от теледебатов Собянин откажется. Вообще такое решение вправе принять любой кандидат и его команда – если считают такую форму агитации для себя неэффективной.
Эфир для болтунов
К сожалению для действующего мэра, москвичи видят не только позитивные перемены и даже не столько позитивные. Пресловутый «эффективный менеджмент» исполняющего обязанности мэра и его команды доставляет нам и мелкие, и крупные неудобства. Асфальт на проезжей части, снятый порой на несколько недель, пресловутая плитка на тротуарах, долгострой на развязках дорог, отсутствие ларьков и маленьких магазинов в шаговой доступности. Эти вопросы следовало бы прояснить избирателям, их неизбежно зададут и другие кандидаты в мэры.
«Каким образом принимаются те или иные решения, касающиеся тех, кто имеет несчастье жить в этом мегаполисе с его бесконечными проблемами? В интересах москвичей? – спрашивает Алексей Клименко, историк архитектуры. –Ничего подобного! Собянин – исполнитель, чиновник. У него своих идей нет совсем. Ему сказали, что ларьки – это плохо. Кто заинтересован в уничтожении всей палаточной торговли в городе? Естественно, представители крупных сетевых торговых структур. Всё, он тут же говорит – давайте уберём все палатки и лотки.
Хорошо это для москвичей? Нет, конечно, плохо. Неудивительно, что у Сергея Семёновича нет такой харизмы, какая была у Лужкова. Лужковская харизма была основана на искренней вере, что он делает добро людям. Другое дело, что его представления о добре и зле были в высшей степени примитивные. А Собянин – элемент этой системы, которая против человека, против гражданина. У него нет собственной воли, соответственно нет и харизмы. Он беседует, как человек, которому надо сделать вид, что всё хорошо. Вот он приезжал открывать новую развязку. Гигантские деньги вбуханы в реконструкцию Каширского шоссе. Через два дня после открытия развязки я воспользовался ею. Застрял на 40 минут. Так она замечательно спроектирована...»
Кто не рискует
В последний год врио затеял много непродуманных, рискованных проектов. Чтобы примирить с ними людей, которые тут живут, стоило бы подробно, многократно, доходчиво объяснять, как, что и зачем делается, ради чего стоит терпеть неудобства. Но Собянин скуп на общение с горожанами. «Он уже более десяти лет занимает аппаратные посты, на которых не нужно объяснять избирателям и обществу, что ты на этой должности делаешь, – видит причину такого стиля нынешнего мэра Иван Большаков, член бюро партии «Яблоко»,зампред московского отделения партии. – Проще с телеканалов общаться с гражданами в форме монолога. Но во время избирательной кампании приходится вести диалог».
Люди, знакомые с человеком, исполняющим сегодня обязанности мэра, утверждают, что в личном общении он может чётко, аргументированно и доходчиво объяснить свою мысль. Особенно хорошо он это делает, когда вопрос ему понятен и подготовлен. Но даже самые горячие его сторонники не считают его выдающимся оратором.
«Публичные выступления даются ему нелегко, – признаёт Александр Закондырин, председатель общественного движения «Наша столица». – Но он – человек обучаемый и полемизировать на содержательные вопросы способен. Что касается выступлений в эфире, то, если он не прямой, любого человека, даже не очень искусно говорящего, легко превратить в мастера слова. Это вопрос технологии. Когда Собянин один в кадре – это официальная, правильно смонтированная съёмка. На дебатах, которые идут в прямом эфире, исправить что-то довольно сложно. Однако оппоненты подобрались такие, с которыми у Сергея Семёновича, скорее всего, всё получится. Он будет выглядеть убедительно, успешно, аргументированно. Поэтому я не думаю, что мы увидим какое-то сокрушительное поражение главы города на публичных дебатах, если он всё же решится на них пойти».
Совсем по-другому оценивает шансы нынешнего мэра на теледебатах Геннадий Гудков, экс-депутат ГД. Он готов поставить десять к одному, что, скажем, Навальный в публичной полемике с Собяниным легко выйдет победителем. «Для меня совершенно очевидно, что Навальный – одарённый, талантливый политик, – говорит Гудков. – Он позиционирует себя как человек из народа – с новыми мыслями, с новыми взглядами. Поэтому у него большое политическое будущее. Он хорошо чувствует ситуацию в стране. Есть у него и грамотно организованная, сплочённая команда. После позорных для власти событий в Кирове Алексей стал настоящим политическим тяжеловесом. Политиком федерального уровня. Очень важно, чтобы он сохранил ту идеологию, которая сблизила нас, – это парламентская республика, отсутствие вождей, в каком бы виде они ни возникали. Свобода демократических СМИ. Честные выборы без всякого административного вмешательства.
Я надеюсь, что к власти придут такие, как Алексей, – молодые, одарённые, любящие нашу страну и свободу люди. А он как лидер не уничтожит эту конкурентную среду во власти. Я уважаю Алексея за честность и мужество. Он прекрасный отец и супруг. Для политика, для лидера очень важно быть примером не только в борьбе за идею, но и хранить тепло дома, заботиться о семье».
Серьёзная публичная политика предполагает, что человек не стесняется отвечать на очень сложные и жёсткие вопросы. Собянину может просто не хватить коммуникативных навыков, чтобы участвовать в дебатах. «Это первая его публичная кампания, я ему очень сочувствую, – жалеет мэра Людмила Алексеева, правозащитник. –Чтобы людям нравилось то, что ты говоришь, – надо расслабиться и научиться свободно себя чувствовать.Собянин понимает, что не обладает этими качествами. И ему не хочется проигрывать».
Сторонники действующего мэра не готовы признать, что градоначальник может кого-то бояться. «Тут дело не в боязни! – уверен Вячеслав Лысаков, депутат ГД. –Собянин – вполне медийный человек, открыт, доступен, он любит определённую долю публичности, встречается с людьми, проводит мероприятия – но не перебарщивает с этим, не превращается в популиста. Золотую середину выдерживает. Но с кем ему вести дебаты? Можно к нему по-разному относиться, но он занимается делом. Переливать из пустого в порожнее, спорить с людьми, которые практически ничего не сделали, – зачем? Среди кандидатов нет ни одного человека, который имел бы опыт практической работы такого уровня».
Ушёл в отрыв от избирателей
Начальник штаба кандидата в мэры Москвы Ивана Мельникова депутат Госдумы Валерий Рашкин не считает, что такой опыт, какой демонстрирует в Москве Собянин, – плюс для кандидата в мэры: «Он принимает решения в отрыве от избирателей. Можно плевать на мнение москвичей, но доверия от этого не прибавится. Пример тому – ситуация с реконструкцией Ленинского проспекта. Московские власти организовали слушания, привезли на автобусах подставных жителей, но даже при таком раскладе не смогли получить убедительного большинства.В результате получили тупиковый план, который не решает проблему пробок, а также огромное народное возмущение.
Понятно, что Собянин пытается снять напряжение перед выборами. Интересно, что произошло это после того, как с жителями Ленинского проспекта встретился Иван Мельников. И если после 8 сентября Собянин останется мэром, он продолжит работать по старой схеме. С москвичами не будут советоваться, даже обращать внимания на них не будут. Пример тому – дом Волконского. В центре Москвы сейчас совершается преступление, которое мэр мог бы прекратить одним мановением руки. Но он этого не сделал», – говорит В. Рашкин.
«Собянин публично обещает честные, «прозрачные» выборы, делая упор на технические решения, вроде КОИБов и камер на участках. В это вбухиваются огромные деньги. Между тем есть гораздо менее затратные способы. Разрешить ручной пересчёт голосов в любой момент, на любом участке, при участии членов избиркомов, наблюдателей или даже кандидатов под запись на камеру. Формировать руководство избиркомов из представителей разных партий. Сделать открытыми списки избирателей, чтобы каждый непроголосовавший гражданин после выборов смог прийти и проверить: не получил ли кто-либо бюллетень за него? И тогда ни одна комиссия не посмела бы завысить явку. То есть с Собяниным нам есть о чём поговорить – прежде всего как с действующим мэром, который должен гарантировать и обеспечить честность выборов – а в ней, как показывают соцопросы, многие москвичи серьёзно сомневаются», – утверждает начштаба И. Мельникова.
Ну а главный вопрос, на который надо ответить Собянину, действующему мэру, который хочет сохранить этот пост, – в чём его стратегия, как будет развиваться Москва, если он снова станет главой города? Причём разъяснять это стоило бы, используя все средства предвыборной агитации, не пренебрегая и теледебатами.