Московский метрополитен – это наше всё! Мы – москвичи и, надеюсь, все россияне им гордимся. Иностранцы им восхищаются и втайне завидуют, не понимая, как такое вообще возможно, да и зачем. Им и не понять. Всё в нашем метро родное: своими руками, с потом и кровью прорыты тоннели, воздвигнуты стены, созданы неповторимые по своей красоте и величию станции.
По отечественным рельсам, простирающимся под землёй на 312,9 км, движутся наши родные вагоны. Даже эскалаторы все свои. И работали они довольно неплохо, служили верой и правдой десятилетиями, превышая даже и без того долгий 50-летний срок службы. Вот, например, эскалаторам на станциях Белорусская, Киевская, Комсомольская, Новослободская и Проспект Мира, выпущенным в 1952 году, уже перевалило за 60!
Всего сегодня в столичной подземке более 680 движущихся лестниц. Многие действительно требуют капитального ремонта или замены. Лужковский период особенно больно ударил по состоянию метрополитена в целом. Износ технической составляющей на настоящий момент настолько велик, что справиться с ситуацией может лишь чётко скоординированный план, коего, похоже, у нынешнего главы подземки Ивана Беседина пока не наблюдается.
Уже несколько раз менялась позиция по поводу задействования иностранных сил. Привлечение Запада исторически не приветствовалось по принципиальным соображениям: метро – объект секретный. Но новые московские власти готовы уступить, ведь у всего есть своя цена. И вот, кажется, удалось немецкому предприятию, головной офис которого находится в городе Эссен, договориться с главой метрополитена. Однако нашей редакции своих секретов в Эссене не раскрыли, информацию о работе с Москвой отрицать не стали, но и планами не поделились.
Выгодные схемы
Москвичей готовили к такому повороту событий давно. Говорили о неотвратимости наступления критических ситуаций и дефиците эскалаторов, который неизбежно должен был возникнуть в связи со скоростью строительства новых линий. Морально мы должны были быть готовы к тому, что наш поставщик оборудования – питерский завод ЗАО «Элэс» с такими темпами не справится. Однако заранее путей решения данной проблемы найдено не было. А ведь в самой Москве производственных мощностей с избытком. Так, недавно отметивший своё 80-летие Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ), некогда прославивший страну своими достижениями в воздушном пространстве, давно готов перейти и на производство эскалаторов для метро. Все необходимые ресурсы у завода есть, отсутствуют лишь желание властей и инвестиции. Кстати, завод принадлежит городу, но он ему же почему-то неинтересен. У заслуженного московского предприятия нет средств на то, чтобы своими силами в сжатые сроки переориентировать производство и своевременно подготовить базу. А власти вкладывать деньги в отечественное производство не хотят, предпочитая быстрые схемы вывода денег налогоплательщиков за рубеж.
Вообще московский метрополитен в последние годы не перестаёт будоражить умы журналистов и простых обывателей города стабильно ухудшающейся ситуацией. Российская пресса пытается отстоять права отечественных производителей, защищая тем самым внутренний рынок страны, рабочие места и бюджетные средства. Однако мы действительно потеряли темп, перестали быть конкурентоспособными как в стоимости производства, так и в стоимости эксплуатации, не говоря уже о предоставляемом комфорте.
Но вместо того, чтобы доработать свои устаревшие технологии и довести их до уровня сегодняшнего дня, мы продолжаем всё дальше уходить в застой. А ведь российские, да и советские технологии первой половины XX века были на мировом уровне. И московское метро – по сути, неповторимый памятник инженерной мысли, основная его особенность – глубокое заложение. Аналогов в мире не существует. Соответственно, и к эскалаторам требования особенные. Лёгкие движущиеся лесенки, которые используются в подземках по всему миру, нам просто-напросто не подойдут. И немецким специалистам, выпустившим десятки тысяч эскалаторов, в любом случае придётся изрядно потрудиться над созданием специальных «лесенок», заточенных под требования московского андеграунда.
Логичнее и конструктивнее было бы просто доработать, усовершенствовать то, что уже есть у нас. Да и отказываться от привычного дизайна столичной подземки в стиле ретро не хочется, а заграничные эскалаторы должны будут появиться в первую очередь на станции Парк культуры. Сможет ли метрополитен сохранить свой стиль в условиях российско-немецкого сотрудничества?
Впрочем, некоторые эксперты позитивно оценивают договорённости транспортной верхушки с немецкими производителями. Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, считает, что «решение это абсолютно логично. Москва не знает сегодняшних темпов нового метростроения и ремонта старого эскалаторного хозяйства, посему всех имеющихся мощностей просто не хватит, вот и приходится обращаться на мировой рынок. Если рассмотреть обывательскую, пассажирскую сторону вопроса, то признак это очень хороший, ведь сами мы просто не справляемся, и привлечение сил из-за рубежа позволяет сохранить темпы, к которым мы стремимся, которых 10–20 лет назад просто не было».
Такая мотивировка кажется вполне логичной, ведь ремонт транспортных сетей – это прежде всего дополнительная нагрузка на пассажира. Замена эскалаторов препятствует процессам нормального движения пассажиропотоков, создавая болезненные перегрузки. Однако, по примеру тех же немцев, стоило бы предвидеть увеличение нагрузки на транспорт и темпы развития транспортных систем на 10, 20 и даже 50 лет вперёд. Это позволило бы своевременно переориентировать российского производителя, обеспечив ему экономический рост, а пассажиру достаточный комфорт.
Полезный тендер?
Напомним, что немецкие индустриальные магнаты всегда с удовольствием сотрудничали с любыми режимами. Незапятнанностью имён не может похвастаться практически никто из крупнейших концернов, а в последнее десятилетие коррупционные скандалы окатили новой волной многие известные марки. В компетенции и высокотехнологичности немцев никто не сомневается, и всё-таки вызывают вопросы пути их взаимодействия с представителями Москвы и способы получения заказов.
Усомниться заставляет и отсутствие прозрачности в вопросах проведения тендера на поставку эскалаторов, который должен был состояться в 2012 г. (впоследствии аннулирован). Не ясно, на основании чего Бесединым было принято решение в пользу конкретного производителя. Кстати, по некоторым данным, выбранная столицей немецкая компания в этом году уже поставила эскалаторы в подземку Нижнего Новгорода, чтобы заменить якобы бракованные установленные ранее движущиеся лестницы российского производителя.