Московский зоопарк в следующем году будет отмечать 150 лет. Время не стоит на месте – меняются подходы к содержанию животных, появляются технические новшества для улучшения жизни братьев наших меньших. Чем сейчас живёт Московский зоопарк, нам рассказала его пресс-секретарь и биолог Наталья ИСТРАТОВА.
У кого детёныши
Сейчас в зоопарке сезон размножения. Уже родились чёрная антилопа, снежная коза, появились на свет винторогие козлы, несколько дагестанских туров. В течение этого года в Москву приедет львица из Роттердама, её с нетерпением ждёт будущий муж – лев из Цюриха. В природе таких львов осталось не более 200. Они живут также в Национальном заповеднике Гирский лес в Индии и ещё в нескольких зоопарках мира. «Потомство дали многие, – говорит Наталья Истратова. – Например, снежные барсы, дальневосточные леопарды».
Зоопарку необходимо новое пространство. Можно увеличить территорию за счёт улицы Красная Пресня. Пока здесь временно располагаются хозяйственные службы питомника, а в перспективе появятся экспозиционные павильоны. Безусловно, эти десятки метров не сыграют особой роли в расширении территории зоопарка – кругом дома. Площадь зоосада составляет 21 гектар, и, для того чтобы обойти его, человеку нужно потратить три-четыре часа. Всё сразу посмотреть не удастся.
Многие европейские парки, которым по 100–150 лет, находятся в центре городов и занимают небольшие площади. Тем не менее в мегаполисах Европы, США, Японии, как правило, существует несколько площадок для животных. Например, в Берлине – два зоопарка, в Нью-Йорке – пять, в Токио и Осаке, превратившихся в один город, – восемь… В Москве пока один. «Мы надеемся, что когда-нибудь в Москве или на прилегающих к ней территориях появится возможность построить ещё один парк для животных. Этот вопрос обсуждается много лет», – жалуется Н. Истратова. Департамент культуры, который курирует Московский зоопарк, якобы не обладает необходимыми средствами. Это недешёвый проект. Может быть, федералы помогут!
К слову сказать, у столичного зоопарка всё же есть свой загородный питомник для развития пород диких животных. Расположен он рядом с Волоколамском. Немногие парки мира могут себе позволить содержать такие питомники, это стало возможным благодаря помощи московского правительства. Теперь здесь приносят потомство бараны Марко Поло, голубые бараны и другие животные.
Сафари не актуально
Телевидение то и дело показывает сафари. «Сафари – это вчерашний день, – категорично заявляет Наталья Истратова. – Современные зоопарки организуют парки диких животных. Дело в том, что на сафари звери живут на огромных территориях. Это не очень удобно для их осмотра, содержания и самое главное – для размножения». Так чем всё же отличаются парки от сафари? Прежде всего территорией: если копытным в парке требуется больше пространства, то хищникам этого не нужно. Даже в столичном зоопарке львам и волкам хватает вольеров, они особенно никуда не ходят. Обезьянам тоже не нужен большой вольер, им важно, чтобы их территория была оборудована не столько вширь, сколько вверх. У орангутангов в жилище висят гамаки, помосты. А белым медведям городское правительство помогло со снегом – купило специальный агрегат.
Теперь косолапые радёхоньки, валяются на нём, зарывают туда остатки еды. Игры для животных в зоопарке – единственная радость и отдохновение от скучных будней. Для того чтобы животные не заскучали, им кладут в вольеры различные игрушки. Тигру – огромные бочки, белым медведям – конусы, которыми огораживают дороги. Орангутанги любят развлекаться с огромными кусками ткани – заворачиваются в них и так отдыхают. Все эти забавы зверей помогают вести научные исследования. Специалисты изучают их психологию, чем могут, помогают им в неволе.
Нужна помощь
В Московском зоопарке есть свои меценаты. У многих вольеров значатся свои покровители. Один интернет-клуб спонсирует двух лебедей-шипунов, а салон оптики взял шефство над очковым медведем. Но вклад меценатов в Московский зоопарк составляет пока менее 2% от общего бюджета. Дело в том, что основные поступления парк получает от входной платы. Кроме того, требуются субсидии, например, от зоологического общества. Так принято во многих странах. Брукфилд-парк в Чикаго получает 60% от взносов членов зоологического общества.
Питание слона стоит 3,5 тыс. руб. в день. Он ест ветки и сено, летом его меню – свежая, чуть вялая, трава. А свежескошенная ему вредна. Кроме того, он получает овсяную кашу на воде, некоторое количество буханок чёрствого хлеба, а также морковь, свёклу и капусту. Бананы и яблоки – положены слону для дрессировки.
А ещё слонов учат подавать ногу, чтобы её можно было обрабатывать специальным образом. Так что слонам, как и всем животным, в зоопарке живётся вполне вольготно. Однако посетители так и норовят покормить того или иного зверя! В этом случае доброта хуже воровства. На всех клетках и вольерах написано: «Не кормите животных!» Их рацион чётко рассчитан. А ещё следует внимательно присмотреться к надписям: «Животное опасно, и контакт с ним может повлечь трагедию». Особое внимание нужно уделять детям, не ставить их на ограждения.