На днях президент РФ Владимир Путин подписал закон, призванный расширить участие работников в процессе управления предприятием или организацией. В Трудовом кодексе РФ появилась норма, предусматривающая добровольное создание так называемых производственных советов. По задумке законодателей туда должны входить наиболее успешные сотрудники, которые будут периодически предлагать руководству свои идеи по повышению эффективности работы.
На сегодняшний день законом определено несколько направлений, по которым производственный совет сможет выдвигать свои предложения. Это (цитируем) –«совершенствование трудовой деятельности, внедрение новой техники и технологий, повышение производительности труда и квалификации работников». Отдельно в документе оговаривается, что производственный совет не сможет брать на себя функции других, уже существующих на заводе организаций – в первую очередь профсоюзов. «Границы компетенции» производственных советов установлены довольно жёстко. Таким образом, поднимать тревогу по поводу, скажем, нарушения прав работников производственный совет не сможет.
По словам эксперта Центра социально-трудовых прав Петра Бизюкова, сама идея создания производственных советов появилась, как выразился эксперт, «из любви ко всему немецкому». Действительно, за образец была взята германская модель: там подобные советы работают давно и успешно. Правда, немецкая система кардинально отличается от российской иной структурой профсоюзов. Там нет отдельных профсоюзных организаций на каждом предприятии, как в нашей стране. Профсоюзы в Германии создаются исключительно по территориально-отраслевому принципу. При этом они имеют право определённым образом сотрудничать с производственными советами на предприятиях и в организациях. В России же производственные советы и профсоюзы оказались, образно говоря, по разные стороны баррикад. При этом, как отмечает эксперт, на практике у работодателя появится возможность использовать производственный совет в целях «нейтрализации» профсоюза, который попытается выдвинуть неудобные инициативы (даже несмотря на то что «сферы влияния» профсоюзов и производственных советов разграничены законом).
«Это решение – по большей части паллиативное, – комментирует ситуацию П. Бизюков. – Если мы действительно хотим повысить эффективность взаимодействия работников и работодателей, нужно налаживать диалог между теми структурами, которые есть сейчас. Например, система регулирования отношений профсоюза и работодателя по-прежнему вызывает огромное количество вопросов».
«Уже сама формулировка тех задач, которые должны встать перед производственными советами, показывает, что от новоиспечённых «управленцев» вряд ли ждут острых вопросов и идей, которые в большей степени удобны и интересны сотрудникам, а не руководителям, – говорит Сергей Храмов, генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России. – К тому же в любой организации, особенно крупной, вопросами «повышения квалификации сотрудников» и прочими подобными делами занимаются отдельные департаменты и подразделения. Бывает и так, что зарплата у этих «офисных сидельцев» в разы выше, чем у рядовых работяг, что явно несправедливо. Наконец, производственные советы полностью утрачивают смысл ещё и в силу того обстоятельства, что их создание должно происходить сверху: состав этого совета вправе определять работодатель, а его функционирование регламентируется локальным правовым актом. Боюсь, что по-настоящему инициативных людей туда попросту не допустят!»
По мнению экспертов, не исключено, что инициатива по созданию производственных советов, пришедшая сверху, вызовет у некоторых руководителей своеобразный «приступ исполнительности» и подобные советы начнут спешно создавать в добровольно-принудительном порядке. В этом случае их миссия сведётся либо к бесполезным заседаниям «для галочки», либо – и это, скорее всего, в лучшем случае – к формальному одобрению инициатив, подготовленных управленцами. В конце концов, никто не запрещает руководителям советоваться с успешными работниками уже сейчас, интересуясь их мнением и внедряя в жизнь их инициативы. Если работодатель сам на это не настроен, даже самые грамотные поправки в Трудовой кодекс окажутся бессильными.