Аргументы Недели → Город М № 23(365) от 20.06.2013

В сельпо улыбки – Москве убытки

, 18:56 , Обозреватель отдела Общество

Московское правительство не выполняет часть обязательств по отношению к территориям, присоединённым год назад. Совет депутатов городского округа Троицк (условного центра Новой Москвы) готовит обращение к Сергею Собянину.

Многие москвичи встречали новость о присоединении полутора миллионов новых жителей безрадостно. Как-никак поднять социальную политику в бывшем Подмосковье на столичный уровень – дополнительные расходы для столицы. Жители новых территорий, напротив, радовались победе справедливости. Большинство из них работают в границах МКАД и платят налоги в московский бюджет – теперь эти деньги должны достаться не только городским, но и нью-москвичам. Оказалось, эмоции тех и других были преждевременны.

Кто платит

Говорить о том, что столица полностью игнорирует новые территории, не приходится. Например, бюджет Троицка вырос с 1,5 млрд. руб. до 2,7 млрд. рублей. Но средств всё равно не хватает. Общая сумма подсчитывается. В частности, есть проблемы с уровнем зарплат в сферах культуры и спорта: средний показатель в Троицке – 18 тыс. руб., в Москве – 35 тысяч. С 2008 г. Московская область не финансировала строительство и ремонт городских дорог. Москва выделила на это 7 млн. руб. и обещает ещё 10, Троицк просит 

25–30 млн. рублей.

«У нас тоже полно проблем, нам тоже требуются огромные средства. Но мы не будем вслед за городскими депутатами писать в мэрию подобные обращения, – комментирует Виктор Нахоренко, глава администрации поселения Первомайское (Троицкий административный округ). – На мой взгляд, такими поступками они подставляют префекта, который многое делает для присоединённых территорий».

В Троицке считают, что префекта это коснуться не должно: он действует в связке с муниципальными властями и передаёт все их пожелания «наверх», так что к префектуре претензий нет – только к мэрии. Правда, слово «претензия» муниципалы не используют, предпочитая мягкие выражения. «Противопоставление Москвы и новых территорий неуместно, – говорит председатель Совета депутатов Троицка Владимир Бланк. – Мы готовим лишь согласование действий. Москва оказывает нам помощь. Требуется два с половиной или три года, чтобы поставить всё хозяйство на новые рельсы. Мы прекрасно это понимаем и не хотим всего сразу».

Камнем преткновения между мэрией и муниципалами является тот факт, что последние не желают передавать местные предприятия в собственность московского правительства. В кабинетах мэрии говорят прямым текстом: отдайте свою котельную нам – тогда мы с удовольствием профинансируем её реконструкцию. «Только неадекватные люди могут предлагать такие идеи, – уверен В. Бланк. – Мне это напоминает 1917 год: всё отобрать. Живёт крестьянин со своими курами – оставьте ему этих кур, он лучше знает, как с ними быть.

Кстати, когда прошёл ледяной дождь, Троицк был единственной точкой на карте Московской области, где жители чувствовали себя надёжно. Потому что местные службы, хорошо зная свой город, оперативно навели порядок».

Владимир Чирин, председатель Совета депутатов города Московский (Новомосковский административный округ), также озвучивает пожелания к столичной мэрии: «Раньше мы жаловались, что для обращения в любую службу надо ездить в Видное, но тогда все они были в одном месте. А теперь наши жители мотаются то в Щербинку, то в центр Москвы или в Троицк. Москва изыскивает помещения – процесс идёт, но хотелось бы его ускорить. Кроме того, есть вопросы по поводу пенсий. Они подняты до минимальной московской планки в 12 тыс. рублей. Но те из наших пенсионеров, которым положены надбавки, жалуются, что ущемлены по отношению к аналогичным пенсионерам Москвы».

В тесноте, в обиде

Главным фактором-раздражителем для новых территорий остаётся также транспортный вопрос. При такой труднодоступности наивными кажутся разговоры о едином городе. Например, расширение Калужского шоссе, которое должно было уже начаться, отложили до 2014 г. (мэрия не удовлетворена проектом Московской области и поручила проверенным структурам разработать другой). Двадцать километров по пробкам новые москвичи в час-пик до сих пор преодолевают в набитом битком автобусе два-три часа! К тому же полтора часа ещё ждут транспорт. Молодые люди и даже молодые семьи, имеющие собственное жильё, предпочитают большими компаниями снимать квартиры в «старой Москве» и жить в условиях коммуналки – лишь бы избежать этого кошмара.

На Киевском шоссе тоже несладко. Въезжая в город Московский, транспорт преодолевает два километра за 40 минут, а иногда и за час. На митинге за улучшение транспортной ситуации в Московском был замечен глава местной администрации, который отказался давать комментарии журналистам (портить отношения с мэрией никому не хочется).

«Жители вышеупомянутого города изначально предупреждали мэрию: будет транспортный коллапс. Сегодня Москва уже рассматривает этот вопрос. Ждём перемен в течение трёх-пяти лет, – говорит В. Чирин. – Другое пожелание – социальная инфраструктура, которая будет необходима после завершения жилищного строительства. Сейчас пока нам удаётся решать эту проблему за счёт застройщиков: в Московском они делают для жителей больше, чем где-либо в области. К слову, местному самоуправлению удаётся эффективнее решать свои вопросы. Ещё один пример: сейчас Москва устанавливает нам остановки – мы бы сделали это в полтора-два раза дешевле.

Интересная ситуация: приезжают люди, что-то воздвигают, при этом ни глава города, ни депутаты Совета об этом не уведомлены. Мы готовы подчиняться столице во всём, однако бюджет и рычаги управления предпочитаем оставить себе. Пока Центр не пытается забрать всё себе, но это может произойти в любой момент. Воевать мы не намерены, а стоять на своём будем жёстко».

«Столичным и муниципальным чиновникам нужно преодолеть взаимоотношения на уровне «свой–чужой», – комментирует депутат Московской городской думы Антон Палеев, ответственный за контакты с присоединёнными территориями. – Сложности возникают не на личном уровне, а из-за того, что новые территории по-прежнему живут по собственным законам, являются отдельными структурами. Ради эффективности управления необходимо включить их в структуру московской власти». Между тем у нью-москвичей нет особого желания вникать в отношения муниципалов с мэрией и угадывать, кто из них эффективнее. Выход один – компромисс. А не то получится, как в грустной поговорке: баре дерутся – у холопов чубы трещат.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram