Вокруг реформирования педагогического образования нешуточные страсти кипят уже не один год. В последнее время они усилились, повод был нешуточный, ведь значительное количество педвузов попали в соответствии с мониторингом, проведённым Минобрнауки России в 2012 году, в разряд вузов, имеющих признаки неэффективности, нуждающихся в оптимизации или даже реорганизации.
Вряд ли кто-то будет спорить, что учитель – ключевая фигура в современной школе и без улучшения качества его работы невозможно добиться качественного образования наших детей. В связи с этим возникла необходимость разработки профессионального стандарта учителя, сформулированного в качестве государственного поручения. Многостраничный проект профессионального стандарта учителя, разработанный рабочей группой под руководством директора центра образования №109 Евгения Ямбурга, сейчас активно обсуждается педагогами.
Однако, как весьма верно заметил Евгений Александрович, профессиональный стандарт учителя и стандарт его подготовки – близнецы-братья. Если их не согласовать и не увязать друг с другом, благие намерения их разработчиков так и останутся на бумаге. Немаловажным является и то, как этот стандарт будет реализовываться в подготовке современных учителей, как будет выглядеть методика подготовки, организованы практики, с учётом возможностей современных информационных технологий.
Напомним, что ещё два года назад был объявлен конкурс на разработку образовательных стандартов педагогического образования. Единого победителя тогда не нашли, конкурс выиграли три модели стандартов – МГПУ, Московского городского психолого-педагогического университета и РГПУ им. Герцена.
Достичь взаимопонимания пытались на совместном заседании двух рабочих групп – по подготовке проекта профстандартов педагога и по модернизации педагогического образования, которое прошло в Московском городском психолого-педагогическом университете в конце марта.
С презентацией о проблемах современного педагогического образования выступил советник заместителя министра образования и науки Павел Мрдуляш.
– Подготовку учителей можно сравнить с подготовкой врачей или военных, это стратегически важное для государства направление, однако процент выпускников, идущих в школу, весьма низок. Кроме того, по мнению многих директоров школ, качество подготовки выпускников педагогических программ неудовлетворительное, – заметил Павел Брунович. Есть и другая проблема – сегодня практически не происходит обновление учительских кадров, люди просто перестали уходить на пенсию. В результате в школах работают около 17 процентов пенсионеров. По некоторым исследованиям в начальном звене – 73 процента педагогов имеют стаж 20 и более лет, в основной школе – 67 процентов учителей, молодёжи лишь 3–4 процента, что ничтожно мало.
– В учительскую профессию должны прийти наиболее талантливые и подготовленные, – считает Павел Мрдуляш. – По мнению участников рабочей группы по педагогическому образованию, для этого нужно изменить систему присвоения профессиональных квалификаций, необходим квалификационный экзамен, кроме того, нужно изменить систему отбора абитуриентов, внедрять гибкие образовательные траектории, когда в профессию учитель может прийти разными путями. В своей работе над изменениями в педобразовании рабочая группа также делает акцент на психолого-педагогической подготовке и создании системы стажировок для вхождения в профессию. Кроме того, необходимо возродить школьно-университетские партнёрства.
– Существующий механизм профессионального входа-движения-выхода препятствует общему росту квалификации учительского корпуса, – резюмировал советник заместителя министра. А при тех требованиях, которые мы выдвигаем в новых ФГОСах к выпускникам школ, учитель должен быть чрезвычайно разносторонней личностью, настоящим «человеком Возрождения».
Павел Брунович говорил также об особой миссии системы повышения квалификации, в процессе качественного изменения в подготовке учителей она сегодня играет более весомую роль, чем педвузы. Далеко не все выпускники вузов идут в педагогическую профессию, в то время как 100% проходящих через систему повышения квалификации – учителя школ. Поэтому реформирование институтов повышения квалификации даст эффект раза в четыре больше.
Весьма эмоциональным было выступление Евгения Ямбурга, который очень убедительно мотивировал необходимость сохранения сети педвузов, прежде всего тем, что именно там учитель может получить качественное педагогическое и психологическое образование. Он подчеркнул, что нельзя забывать о том, что сегодня всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья, а значит, нужны дефектологи, логопеды, психологи.
Надо отметить, что наиболее перспективной на сегодня моделью оказались стандарты, предложенные Московским психолого-педагогическим университетом, основанные на деятельностном подходе. В них упор сделан на современную психологическую подготовку будущего учителя.
– Деятельностные характеристики учителя сегодня выдвигаются на первый план, – заметил в своём выступлении ректор МГППУ Виталий Рубцов. – Эту мысль подтверждает и опыт зарубежных стран, где вся подготовка будущих педагогов идёт на клинических базах. Вряд ли кто станет спорить, что научить человека можно только в практической среде.
Научный руководитель Института развития НИУ – Высшая школа экономики Исак Фрумин предложил ввести квалификационный экзамен для быстрого вхождения в профессию.
– У обеих рабочих групп есть скрытая интенция – сохранить работающие педвузы. Думаю, если мы хотим двигаться вперёд, то необходимо отказаться от защиты сети педвузов, тем более что речь идёт о программах подготовки педагогов, которые могут быть реализованы по-разному, – высказал своё мнение заместитель министра Игорь Реморенко.
– Отраслевые вузы в ближайшем будущем перестанут существовать, хотим мы того или нет, в XXI веке педвузов просто не будет, сопротивляться этому бессмысленно. Фундаментом педобразования станет сильный бакалавриат, – расставил точки над «i» Дмитрий Ливанов.
В ходе совещания пришли к выводу, что стандарты педобразования нуждаются в доработке, а профессиональному стандарту учителя нужна «упаковка», то есть юридическое оформление, чтобы его можно было использовать в качестве нормативного документа. Регионам планируется предложить рамочный федеральный стандарт, который они могут дополнять в соответствии со своей спецификой и своими потребностями.
…Подводя итог совещанию, которое пока было промежуточным, можно сказать, что, по сути, речь шла не только о стандартах, а вообще о путях современного педагогического образования. Несмотря на разность позиций, все участники были едины в том, что на основе уже накопленного опыта необходимо делать следующий шаг развития как в модернизации содержания и технологий, так и в организационных формах современного педагогического образования.