Сегодня вряд ли кого-то стоит убеждать в необходимости реформирования высшего образования в России. За последние 20 лет количество вузов и их филиалов существенно выросло – сейчас в стране свыше 3600 высших учебных заведений, в то время как в СССР их было на порядок меньше. Ситуацию значительно осложнила демографическая яма – число выпускников школ даже чуть меньше, чем количество мест в вузах, высшим учебным заведениям катастрофически не хватает студентов, и они готовы брать любого абитуриента с минимальным количеством баллов по ЕГЭ, чтобы остаться на плаву. В результате непрофессионализм в самых разных сферах экономики стал массовым явлением, произошло обесценивание дипломов о высшем образовании, выпускников многих заштатных вузов и их филиалов никто не хочет брать на работу.
Тем не менее результаты мониторинга, проведённые Минобрнауки России по пяти основным критериям, вызвали не только в высшей школе, но и в целом в российском обществе нешуточные страсти. В период с 15 августа по 15 сентября 2012 г. вузами были представлены статистические данные в Единую информационную систему Минобрнауки России. Результат проверки полученных данных использовался в дальнейшем на заседании рабочих групп, проходивших в период с 7 по 14 ноября 2012 г., где рассматривался перечень образовательных учреждений и их филиалов, имеющих признаки неэффективности. Окончательное решение принималось на заседании Межведомственной комиссии 22 ноября 2012 г., после чего вузы вполне справедливо были поделены на эффективно и неэффективно работающие и вузы, имеющие специфику деятельности. Примечательно, что при принятии решений учитывалось мнение регионов, в первую очередь потребности местных рынков труда в тех или иных специалистах. Однако бурные дискуссии вокруг критериев оценки вузов ведутся до сих пор. Есть мнения, что 4–5 критериев недостаточно. Скорее всего, их должно быть не менее семи. Причём предлагается учитывать данные службы занятости: чем больше выпускников не смогут найти работу, тем больше у данного вуза шансов попасть в число неэффективных.
Напомним, что вузы, имеющие признаки неэффективности, были разделены на три группы, в первую попали 36 вузов и 58 филиалов, имеющие специфику деятельности. Во вторую группу – нуждающиеся в оптимизации, среди них 70 вузов и 129 филиалов. Третья группа – это те высшие учебные заведения, которые будут реорганизованы, здесь оказались 30 вузов и 262 филиала.
Так уж получилось, что вузы, нуждающиеся в оптимизации, только выиграли, они получили дополнительные возможности и ресурсы на развитие в первую очередь со стороны регионов. Примечательно, что 47 из них относятся к Минобрнауки России и лишь 23 вуза – к другим ведомствам. Все они уже представили свои программы развития, причём у 63 вузов эти программы приняты, а ещё семи вузам предлагается их доработать.
Надо заметить, что окончательные решения по реорганизации на сегодняшний день приняты уже в отношении нескольких вузов. Так, Московский государственный вечерний металлургический институт и Московский государственный открытый университет присоединены к Московскому машиностроительному университету (МАМИ), Пятигорский государственный технологический университет – к Северо-Кавказскому федеральному университету, Российский государственный торгово-экономический университет – к Российскому экономическому университету им. Плеханова, Коми государственный педагогический институт – к Сыктывкарскому государственному университету.
Процесс укрупнения вузов в каждом случае индивидуален. В Петербурге благодаря объединению двух ведущих вузов города – государственного финансово-экономического университета и государственного инженерно-экономического университета появился новый вуз – Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Приказ о его создании был подписан 1 августа 2012 г. министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым. Не так давно к ним был присоединён ещё один вуз – Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.
Как заметил ректор СПбГЭУ, доктор экономических наук, профессор Игорь Максимцев, процесс реорганизации продолжается и продлится не менее пяти лет. В новой структуре университета планируется создать общий ректорат, назначить проректоров-директоров институтов. Институтов будет насчитываться три: один займётся подготовкой экономистов, другой – управленцев, третий – сервисом и туризмом. Учёные вуза уже работают над созданием новых образовательных программ, учиться по которым начнут первокурсники 2013 года. Те ребята, что поступали в предыдущие годы, доучатся по прежним программам.
На сегодня на 27 площадках нового вуза обучается более 70 тыс. студентов, работает порядка 3 тыс. преподавателей. В ближайших планах учебного заведения – строительство современного кампуса, где будут располагаться учебные корпуса, студенческие общежития, стадионы, лекционные и кинозалы. По прогнозам, на это уйдёт не менее восьми лет.
Игорь Максимцев также отметил, что число коммерческих студентов будет неуклонно сокращаться, поскольку, как показал опыт, коммерциализация высшего образования ни к чему хорошему не приводит. Стоимость обучения на платной основе повысится до 120–140 тыс. рублей в год, но и подготовка студентов будет более качественной. Общая численность студентов тоже будет планомерно снижаться. В перспективе учиться в СПбГЭУ предстоит не более 40 тыс. студентов. Как объяснил ректор вуза, новая концепция развития не предполагает давать массовое экономическое образование. Важно готовить ребят, желающих и могущих взять на себя ответственность стать лидером, руководителем в современном экономическом пространстве.
Планируется сократить и управленческий аппарат, или по крайней мере укрупнить дублирующие друг друга отделы, например, плановый отдел, бухгалтерию и т.д.
Как заверил Игорь Максимцев, вырастет и заработная плата преподавателей вуза. К примеру, сейчас преподаватель СПбГЭУ получает в среднем 38 тыс. рублей. Однако есть и те, кто получает 18 тыс. рублей, и те, кто получает 120 тыс. рублей. Всё зависит от квалификации и мотивации педагогов. Ректор пообещал, что с каждым преподавателем состоится отдельный разговор. Для тех, кто настроен на качественную работу, будет предложена система повышения квалификации. С теми, кто не захочет идти в ногу с новым вузом, придётся расстаться.
По словам Игоря Максимцева, перед СПбГЭУ стоит цель сохранить высокое качество подготовки специалистов и закрепить позиции вуза на мировом рынке высшего образования.
Как пояснил глава нового вуза, процесс объединения нельзя считать завершённым. Вполне может случиться, что к СПбГЭУ присоединятся ещё высшие учебные заведения.
Заместитель министра образования и науки Александр Климов, выступая на Общественном совете при Минобрнауки России 19 февраля 2013 г. отметил, что «филиалы вузов или небольшие высшие учебные заведения, которые не могут обеспечить качественного обучения студентов, будут в рамках реорганизации присоединены к более сильным вузам. В случае если присоединять нечего, филиал или вуз будет закрыт».
Александр Климов особо подчеркнул, что все права студентов закрытых или реорганизованных вузов будут соблюдены.
– Студентов бюджетных и не бюджетных отделений переведут в более крепкие университеты по похожим специальностям, – заверил заместитель министра.
Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев подчеркнул, что при реорганизации вузов особо учитывалось мнение региональных властей, а также работодателей. Кроме того, по его мнению, к основным критериям оценки деятельности вузов нужно добавить, по крайней мере ещё один – о взаимодействии выпускников вузов и рынка труда. В частности, нужны статистические данные о трудоустройстве выпускников, а также об уровне их квалификации. Сегодня уже ведётся работа по сбору данных по обращениям выпускников вузов в службы занятости.