В Госдуме готовится законопроект, по которому людей, имеющих задолженность по кредитам или по коммунальным платежам, можно будет лишить их единственного жилья, если оно существенно превышает так называемую учётную норму. В Москве она составляет 10 кв. м на человека.
До сих пор по долгам суды предпочитали людей недвижимости не лишать, учитывая, что заёмщик является слабой стороной договора и требует большей правовой защиты. Но скоро законы поставят судей на сторону банкиров. По готовящемуся закону о банкротстве физических лиц граждане, чей долг превысил 50 тыс. рублей, а просрочка выплаты – три месяца, могут обратиться в суд с просьбой признать себя банкротами. Тогда они смогут получить рассрочку по уплате на срок до пяти лет.
Обратиться в суд с требованием признать должника банкротом может кредитор – не только банк, но и, например, ТСЖ, по долгам за коммуналку, или сосед, если у него есть расписка. Другими словами, любое физическое или юридическое лицо, которое сможет документально подтвердить наличие задолженности свыше 50 тысяч.
При этом Арбитражный суд сможет лишить банкрота даже единственного жилья, если оно по площади существенно превышает установленную жилищным законодательством РФ учётную норму. Эта норма – та, по которой определяется, кого можно ставить на учёт в качестве нуждающихся в жилье. В Москве она составляет 10 кв. метров.
Остаётся выяснить, что значит «существенно превышает учётную норму». Во сколько раз? Кроме того, стоимость одного квадратного метра в центре – совсем не та, что в Марьино. И дом, построенный на заёмные средства, совсем не то, что семейная квартира, в которой проживало уже несколько поколений. Проблемы с принятием проекта будут возникать, скорее всего, именно из-за таких деталей.
Однако делать что-то надо, настаивают депутаты. Должников среди наших граждан немало. Их суммарный долг банкам и коммунальным службам составляет более триллиона рублей. Только по ипотеке, по данным ЦБ на 1 июля, – 46 млрд. руб., что составляет почти 3% от всех выданных на жильё кредитов. «Но огромные процентные ставки, по которым платят добросовестные заёмщики, с лихвой компенсируют убытки от тех, кто платить не в состоянии. Не пропадут банкиры! – уверен Валерий Рашкин депутат Государственной думы РФ от КПРФ, член Центрального комитета КПРФ. – А наше государство, как всегда, спасает не граждан своих, а банки. Лучше бы о людях подумали. Коммунальные платежи растут с такой скоростью, что скоро большинство населения России станет неплатёжеспособными должниками. К тому же планка, начиная с которой можно объявлять человека банкротом и выселять его, – не высока, всего 50 тысяч рублей, а доходы большинства населения настолько мизерны, что примерно половина россиян живут в кредит».
Некоторые считают, что, если государство издаст законы, способствующие снижению рисков, банки снизят и проценты: по ипотечному кредитованию, например до 0,5–1%. Однако, зная особенности российского бизнеса, перспектива эта кажется весьма сомнительной. Поэтому среднему классу, вовремя платящему долги, радоваться рано.
«К тому же определить платёжеспособность заёмщика – это проблема банка, – подчёркивает Евгений Фёдоров, депутат ГД. –Он понимает, кто берёт у него кредит. Он видит документы. Если у человека одна квартира и ничего другого нет, то он явно не очень хороший заёмщик. А если у него две квартиры или три, да ещё и гигантский дом – то это хороший заёмщик. Это специфика предоставления кредитов».
Между тем везде можно увидеть объявления о том, что банки дают кредиты буквально за час, без залогов и поручителей. «А население берёт в долг и думает, что это халява, – замечает адвокат Владимир Жеребенков. –Никто ж не проверяет, что договора не в их пользу составлены, что там гигантские проценты и кабальные условия. Что потом придётся отдавать в два раза больше. Законы, регулирующие эту сферу, пролоббированы банкирами».
О женщине, матери троих детей, которая выбросилась из окна, потому что не могла расплатиться по кредитам, напоминает Павел Грудинин, директор совхоза им. Ленина: «У нас сплошь и рядом ситуации, когда человек оказывается неплатёжеспособным должником. А потом банк нанимает коллекторов, и те берут его в оборот – и законными, а иногда и противоправными методами.
Государство, если оно относится к своим гражданам лояльно, должно оберегать их от ошибок. Законодательно ограничивать заёмщика, чтобы он не мог заложить последнее, то, от чего зависит выживание его и его детей».
По нынешнему законодательству выселить за долги человека можно при более чем шестимесячной просрочке в оплате жилья и при отсутствии каких-либо уважительных причин, к которым относятся задержки в выплате заработной платы, отсутствие работы, инвалиды в семье.
Если уважительных причин нет и суд «приговаривает» к выселению, то в обязательном порядке гражданину должно быть предоставлено другое жильё, меньшей площади. «Любой другой вариант входит в противоречие с основным законом нашего государства – Конституцией, согласно положениям которой: «Жилище неприкосновенно. Каждый имеет право на жилище», – подчёркивает адвокат Алексей Сердюк. –Считаю, что даже если депутатская инициатива будет закреплена, отменить её будет не очень сложно. Для этого будет достаточно обратиться в Конституционный суд. Он не допустит появления легального способа отъёма квартир и домов».
Принятие Закона о банкротстве в его нынешних формулировках вполне может привести к социальному взрыву. Ведь отобрать у человека единственное жильё в нашем климате – это означает обречь его на погибель.