Аргументы Недели → Город М № 2(294) от 19.01.2012

Первоклашки-электроники

, 18:48

Месяц назад стартовала новая система электронной записи малышей в школы через Интернет. Оформить заявку можно вплоть до 1 февраля 2012 года. В реальности большинство желающих, опасаясь ажиотажа, зарегистрировали своих детей на портале государственных услуг Москвы ночью, в первые минуты «дня икс». Основная проблема родителей на данный момент – отсутствие уверенности в том, что 1 сентября ребёнок пойдёт именно в выбранное ими учебное заведение.

Школьная лотерея

На сегодняшний день более 40 тыс. первоклассников 2012 года записаны в московские школы через электронную систему. В процессе регистрации указываются имя ребёнка, год и место его рождения, адреса прописки и проживания, номера свидетельства о рождении малыша и страхового пенсионного документа родителя, контактный телефон, электронный адрес. Там же обозначаются предпочитаемая школа и аргумент её выбора.

Первые отзывы московских семей о новой системе нельзя назвать положительными. Каждому зарегистрировавшемуся автоматически предлагается учебное заведение, которое приписано к дому. Затем появляется опция «вторая школа», где можно обозначить уже свой выбор. Иными словами, в первом варианте место первокласснику гарантировано, во втором – как получится. Результаты будут известны после 1 февраля, когда закончится процедура регистрации.

«Эта система определяет пожелания родителей – кто и куда хочет отдать ребёнка учиться, – говорит Александр Гаврилов, руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы. Более того, сейчас округа корректируют схему закрепления школ за определёнными территориями. В целом система направлена на то, чтобы помочь семьям выбрать учебное заведение недалеко от дома и в соответствии с потребностями первоклассника. Кроме того, нужно исключить те явления, когда родители часами дежурят у школ, как это было ранее».

В некоторых семьях считают, что приходить на запись самим – надёжнее. И их опасения понятны. О ситуации в своём учебном заведении рассказывает Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно»: «На данный момент 216 родителей хотят отдать своих малышей ко мне в школу. Я могу взять только 125 первоклашек. У нас в районе давно есть свой детский сад. Естественно, сначала я возьму тех, кто туда ходил. Далее зачислю выпускников нашего дошкольного класса, а затем посмотрю, у кого здесь учатся старшие братья и сёстры. Понятно, родителям неудобно водить детей в разные школы. И наконец, оставшиеся свободные места отдам тем, кто записался первым в интернет-списке. Кстати, наш центр образования ещё с 2003 года практикует систему электронной регистрации, которая есть на нашем сайте. Это очень удобно». По словам Ефима Рачевского, соответствующего документа по правилам зачисления детей в школы ещё нет, и потому делать более точные выводы пока рано.

Невесёлые эксперименты

Одна из неафишируемых причин введения новой системы зачисления в учебные заведения – это стремление распределить по ним детей более равномерно. Всем известно, что уровни московских школ сегодня серьёзно различаются. При этом большинство родителей стремятся дать своим детям максимально качественное образование. В таких условиях количественный перевес детей на некоторых территориях неизбежен. Кроме того, финансирование учебных заведений сегодня во многом зависит от числа учеников. Это также вызывает определённую заинтересованность каждой школы в детях.

«Пункт о том, что ученики должны ходить в заведения рядом с домом – дикость и бюрократия, доведённая до абсурда, – говорит Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования. – Это нововведение – наоборот, уход от проблемы со школами, попытка решить её самыми простыми методами. Уверен, должна существовать альтернатива нового способа записи детей в учебные заведения. Кроме того, ещё не все обзавелись дома Интернетом. В случае если ребёнок не попадает в желаемую школу, думаю, родителям нужно встречаться с директором и подавать заявление лично. Отказать он не имеет права».

Таким образом, в Москве сегодня сложилась ситуация, когда ни семьи первоклассников, ни руководство школ не имеют чёткого представления о том, каким будет новый учебный год и с каким составом детей они в него войдут. В районах, населённых мигрантами, этот процесс проходит ещё более болезненно, нередко вызывая конфликты. Образование стало высочайшим капиталом, и обеспечить им своё чадо сегодня стремится любой нормальный родитель. Эффективность или, наоборот, преимущества новой системы мы сможем наблюдать в ближайшие месяцы. А пока часть семей ощущают себя подопытными кроликами и с волнением ждёт результатов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram