Аргументы Недели → Город М № 2(294) от 19.01.2012

Непростая арифметика

Московским учителям будут платить по-новому

, 18:41

Больше половины столичных школ с 1 января перешли на новую систему оплаты труда учителей. В столице она работает на правах эксперимента. Его смысл – максимально увязать зарплату педагога с результативностью его труда и качеством обучения в школе в целом. Чиновники уверяют: педагоги в зарплате никак не потеряют. В 2012 году финансирование городского образования возрастёт на 30 процентов: на одного ученика будет выделяться аж по 120 тыс. рублей. Такая сумма раньше была знакома только лучшим лицеям и гимназиям. И всё же учителя сомневаются, что чиновничьи щедроты дойдут до их карманов.

Директор – наше всё

Раньше среднестатистический московский учитель, работающий на стандартных в педагогической среде полутора-двух ставках, мог рассчитывать на зарплату в 60–70 тыс. рублей. Эта сумма складывалась из оклада, доплат за стаж и квалификации, а также «лужковских» надбавок. Сейчас у педагога появляется возможность заработать ещё больше или… втрое меньше.

«В соответствии с новой системой учителя будут гарантированно получать 19,3 тысячи рублей. Всё остальное – премии и доплаты, складывающееся из сотен необъективных факторов, – поясняет учитель русского языка Всеволод Луховицкий. – Раньше всё было хотя бы прозрачно. На зарплаты влияли количество часов, отработанных в классе, квалификация, стаж, были надбавки молодым педагогам (чтобы прижились в школах) и учителям иностранного языка (чтобы не ушли на коммерческие курсы). Сейчас хотят учитывать буквально всё: водил ли учитель свой класс на экскурсию, написал ли статью в научный журнал, довольны ли им ученики».

Предполагалось, что более гибкие и разнообразные критерии помогут точнее оценить работу учителя. На практике же они поставили зарплату педагога в прямую зависимость от его личных отношений с директором школы. «Мы это знаем на примере регионов, где эксперименты идут уже не первый год, – считает председатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов. – По факту распределение премий стало обязанностью директора школы, хотя чиновники всюду кричали о попечительских советах, куда должны войти и родители, и даже ученики, увы, некоторые руководители принялись «судить» учителей, исходя из личных симпатий: с кем дружу – тому двойную премию, а кто не поздоровался – тому прожиточный минимум».

Уроки второго уровня

Подхалимство, зависть, ухудшение морального климата в коллективе – с этим уже столкнулись во многих школах, где систему обкатывают не первый год. И к названным проблемам добавился ещё и формализм. Система предлагает разделение предметов на «важные» и «менее важные» (соответственно платить за преподавание педагогам будут по-разному). Так, например, математика, русский язык и иностранные языки входят в список первостепенных предметов, а музыка, рисование, физкультура оказались второстепенными.

«Неясно, откуда взялось такое обидное для многих прирождённых учителей разделение, – удивляется Всеволод Луховицкий. – Только потому, что учителя музыки не проверяют тетради? Разве кто-то может сказать, что учитель физкультуры или рисования меньше выкладывается в классе? Разве математики нам больше нужны, чем, например, спортсмены?»

Тут же нашлись и те, кто сообразил, как нажиться на таком формальном подходе. Как, например, получить надбавку за повышение успеваемости в классе? Очень просто: сначала занизить оценки большинству учеников, а потом – ближе к концу отчётного периода – их завысить. Чем не повод для премий? И таких тонкостей масса.

«Например, один из учителей серьёзно повысил квалификацию или просто взялся за ум и собрал необходимое количество факторов для повышения премиальной части зарплаты. Откуда школа возьмёт для него деньги? Не исключено, что вычтет из зарплаты его коллеги, который при этом работать хуже не стал. А что делать, бюджет-то остался прежним. Выходит, чтобы наградить одного, кого-то нужно обязательно наказать», – полагает Андрей Демидов.

За всё приходится платить

Выход из этой ситуации предполагает широко обсуждаемый Закон №83-ФЗ, разрешающий большинству школ заниматься коммерческой деятельностью. Но хорошо, если у школы есть «лишние» помещения, которые можно сдать в аренду. А если нет?

«Придётся платить родителям. Найти повод – не проблема, – считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Например, ученикам 9-го класса, которым предстоит сдавать ГИА, объявляют, что по госпрограмме у них предусмотрено четыре часа русского языка в неделю. Это бесплатно. А ещё по инициативе школы два часа в неделю будет отдано подготовке к тестам. Хочешь сдать ГИА – плати по 500 рублей за урок. Нет – рискни и подготовься сам. Из этих-то денег и будут доплачивать учителям».

Впрочем, как считают эксперты, паниковать всё же рано. «Эксперимент в столице только начался. Достоверных, независимых данных о том, что происходит с учительскими зарплатами, у нас пока нет, – говорит Андрей Демидов. – Какая-то внятная статистика появится только к февралю».

Но даже если окажется, что в целом зарплаты идут вверх, учителей это до конца не успокоит. «Есть подозрения, что повышенное финансирование дано школам только на первых порах, чтобы учителя попривыкли. Через некоторое время бюджет обрежут. Предлог может быть любой: окончание эксперимента, финансовый кризис или ещё что-нибудь. В итоге, чтобы сохранить зарплаты на прежнем уровне, школам придётся по-настоящему удариться в коммерцию. И крайними окажутся родители учеников», – резюмирует Всеволод Луховицкий.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram