Аргументы Недели → Город М № 1(293) от 12.01.2012

Семейный бизнес по-московски

, 17:53

Примеру развитых европейских стран решили последовать в столичном департаменте торговли и услуг. В городе ждут появления небольших семейных магазинов: мясных, молочных лавок, кондитерских и пекарен. Однако возможность переноса этой красивой идеи в московскую действительность пока кажется несбыточной.

Как известно, с точками продаж в столице сегодня сложно. Их жителям Москвы явно не хватает, кроме того, распределены они неравномерно. Несколько десятков городских гипермаркетов и магазины «у дома» проблему не решают. «Вместо того чтобы делать покупки по месту жительства или работы, люди вынуждены пользоваться транспортом, что приводит к пробкам даже в выходные», – отмечает Никита Кузнецов, замглавы Департамента торговли и услуг Москвы.

По мнению московских властей, решить эту проблему должны несколько тысяч небольших семейных магазинов в жилых кварталах. Особо актуально это предложение для жителей новостроек, которые могли бы открывать свои продуктовые лавки на первых этажах домов в спальных районах.

В целом о необходимости выводить розничный торговый мелкий бизнес в формат семейного в Москве говорят уже много лет. Однако существующая сегодня налоговая система оставляет подобные инициативы на уровне проектов. «Чтобы осуществить эту затею, на мой взгляд, необходимо несколько изменить эту систему, – считает предприниматель Роман Жигульский. – Поскольку та, которая существует сегодня, не предполагает развития мелкого бизнеса, в том числе и семейных магазинов. Упрощённая система налогообложения является таковой только по названию. На самом деле она достаточно сложная и подразумевает наличие профессионального бухгалтера. Естественно, не во всякой семье он есть».

О сложности создания маленьких магазинов в спальных районах говорит и депутат Госдумы Антон Беляков: «Сама по себе идея хорошая. Подобные проекты работают во всём мире. Небольшой семейный бизнес в виде маленьких магазинов и ресторанов – это норма для Европы и США. На малом бизнесе и зиждется их экономика. Но, к сожалению, не у нас. Все заявления о поддержке малого предпринимательства и различных программах до сих пор оказывались демагогией и заканчивались полным провалом, поборами и обманувшимися в очередной раз людьми. На сегодняшний день тем, кто занимается малым предпринимательством, можно ставить памятник, потому что государство делает всё возможное, чтобы у них ничего не получилось. И налоги, и арендные ставки, тем более цены на торговые площади сегодня, мягко говоря, «кусаются».

Как полагают эксперты, для успешного осуществления этой городской программы, в Москве необходимо ввести единый налог на вменённый доход. В столице его до сих пор нет, хотя во многих регионах в сегменте розничной торговли он успешно работает. На федеральном же уровне необходимо рассмотрение вопроса о введении патента на торговую деятельность, как это было до 2004 г. включительно. Только в случае этих изменений розничный бизнес будет развиваться, люди начнут приобретать жильё на первых этажах домов, переводить его в нежилые помещения, организовывать магазины. В благоприятных условиях бизнес расцветает сам. А в нашем городе положительных примеров успешного ведения малых проектов по пальцам сосчитать. Это за 7 лет!

«Приобретение квартиры на первом этаже – это полмиллиона долларов, плюс примерно сотню тысяч долларов надо вложить в оборудование, ремонт, закупку товаров, – говорит Роман Жигульский. – Не думаю, что стоит тратить эти деньги, чтобы потом иметь сомнительную прибыль, а может быть, и убытки. Вряд ли найдутся глупцы, которые согласятся за незначительную прибыль, сопоставимую с доходами менеджера в небольшой компании, жить в постоянном риске, что тебя за что-то осудят или ограбят налогами. В нынешних условиях вряд ли кто-то начнёт работать даже при условии, что будет выделено помещение. К тому же до семей эти площади не дойдут. Они уйдут другим людям».

В начавшемся году в Москве стартует целевая программа «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 гг.». Один из её пунктов предполагает увеличение торговых площадей почти вдвое. Кроме того, среди основных задач программы значатся упрощение административных процедур при организации бизнеса, стимулирование деловой активности, совершенствование инфраструктуры, способствующей развитию бизнеса, и т.д. Остаётся надеяться, что эти задачи будут выполнены в полном объёме, а действия властей не принесут дополнительного вреда.

Прямая речь

Павел Шапкин, секретарь экспертного совета при Комитете экономической политики Совета Федерации:

 

– Тема развития малого бизнеса вечная. Только в этот раз акцент сделан на семейные магазины. Думаю, основное, что могут хотеть от властей потенциальные бизнесмены, это минимальные ставки арендной платы и льготные условия по выкупу помещений. А пока, даже если нежилое помещение принадлежит Москве, оно в любом случае предоставляется через Департамент имущества на конкурсной основе.

Если развитие малого бизнеса – часть городской программы, то власти наверняка могут предоставить льготные условия участия в этих конкурсах, либо организовать процесс аренды и выкупа, минуя аукционы. Поменять самостоятельно налоговое законодательство у Москвы полномочий нет. Взаимоотношения власти и бизнеса здесь имеют, конечно, свои местные особенности, но в принципе они уже давно сформированы.

Основные проблемы ритейла, как и в любом бизнесе, в России исходят от регулирующих органов, из сложной нормативной базы отношений с поставщиками и т.д. Естественно, их не может решить одна региональная программа.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram