Рассуждения последних лет о возможном слиянии Москвы и Московской области получили неожиданную развязку. Теперь решается, какой статус будет у подмосковных муниципальных образований, которые окажутся частью столицы. Уже известно, что выборность своих мэров или глав они не сохранят, поскольку жить по разным правилам муниципальные образованиия Москвы не могут. Хотя, возможно, было бы лучше привести московское самоуправление в соответствие с подмосковным.
Декоративная муниципальность
О московском самоуправлении слышно мало – почти ничего. Его роль минимальна. Редкий москвич знает фамилии руководителя своего муниципалитета и председателя муниципального собрания. К слову, это две разные ветви местной власти в Москве: муниципалитет – исполнительная, а муниципальное собрание – представительная. Депутатами собрания становятся малоизвестные люди в результате выборов с низкой явкой. Они назначают руководителя муниципалитета и избирают из своего числа председателя собрания (он также является главой муниципального образования в целом). Все эти понятия – «власть», «руководитель», «глава» – в данном случае формальны, поскольку реального самоуправления в Москве нет.
Совсем другую значимость имеют муниципалитеты за пределами столицы. Трудно представить, чтобы большинство населения Балашихи или Железнодорожного не знали своих мэров. Личность местного главы гораздо важнее, чем руководителя региона – губернатора Московской области. В столице иначе: «погоду» определяет именно региональный лидер – раньше Ю. Лужков, теперь С. Собянин. Кроме того, в Москве органы местного самоуправления зачем-то дублируются районными управами, которые назначаются сверху. К примеру, наряду с муниципальным образованием «Южнопортовое» в тех же самых границах существует район «Южнопортовый», и только под именем района данная территория фигурирует в реальной жизни. Эта путаница окончательно лишает какого-то значения муниципальную власть. Впрочем, и управа тоже мало что может за недостатком финансирования.
Столица отстала
В Москве именно мэрия, то есть госвласть, решает самые что ни на есть муниципальные проблемы: ремонтирует жилфонд, озеленяет территории. Бюджет местной власти – символический. Налоги поступают не в казну района, а в казну города. Само по себе это правильно, так как в противном случае центральные районы были бы несоразмерно богаче остальных. Но некоторую часть средств стоило бы оставлять на местах, считает Наталья Зубаревич, эксперт Независимого института социальной политики.
«Москва – крайне архаичный субъект федерации, – отмечает она. – Самоуправление здесь бессильно. Все сделано для того, чтобы его задушить. Муниципальные органы не только лишены средств, но и не могут что-либо регулировать. Например, точечную застройку. Пикеты против нее проводятся потому, что это единственная форма участия москвичей в общественной жизни – через муниципалитет ничего сделать нельзя. В муниципальных образованиях Подмосковья проблема застройки тоже существует, но там решения принимают местные власти. Да, они зачастую не хотят действовать в интересах жителей, но это другой вопрос. Главное, в регионах есть сам механизм местного самоуправления. Чтобы отладить его работу, нужно 50–70 лет, как это было в развитых странах. Самоуправление – опробованный и необходимый институт для становления гражданского общества. А Москва не только изживает его, но теперь еще и навязывает свои порядки Подмосковью».
Из кармана в карман
Муниципалитеты Подмосковья оставляют себе 20% налогов. Цифра совсем небольшая (20 лет назад этот показатель в Подмосковье составлял 70%). Поэтому муниципалитеты вынуждены постоянно просить денег у области и федерации. Тем не менее в законе о присоединяемых территориях, который только что приняла Мосгордума, местным доходам уделено особое внимание: территории сохранят их до истечения полномочий своих администраций. «Получится так, что поселения окажутся в привилегированном положении: у них будет финансирование из московского бюджета плюс собственные источники дохода, которых нет у нынешних районов Москвы. Это допустимо лишь на короткий срок – для выравнивания социально-экономического уровня. Но в некоторых случаях полномочия администраций будут истекать очень долго – четыре года», – комментирует депутат Мосгордумы Андрей Клычков.
С депутатом солидарны многие: согласно опросам «Левада-центра», 40% москвичей не одобряют присоединение к Москве новых территорий. Но почти столько же опрошенных – 41% – относятся к этому положительно. «Не надо думать, что жители новых территорий «съедят» столичные деньги, – говорит Н. Зубаревич. – 250 тысяч присоединяемого населения – пустяк для мегаполиса с населением в 11 миллионов человек. Скорее, деньги съест московский стройкомплекс, который станет осваивать пустующие земли».
Для глав присоединяемых муниципалитетов принятый закон очень важен, но по особой причине. Им дороги не малозначительные местные доходы, а наличие собственного бюджета, точнее, право распоряжаться им. Закон является реверансом в пользу этих чиновников, пусть и временным. Впрочем, пока они получили только проблемы: в областном правительстве не хотят выделять деньги данным поселениям, заранее считая их «чужой вотчиной».
Кстати
Изменение столичных границ вызвало миграцию: число граждан, прописанных на присоединяемой территории, стремительно растет. Это ход конем для получения московской прописки – зарегистрироваться в Подмосковье проще, чем в Москве. Причем регистрируются не только провинциалы, но и москвичи (они оставляют столичные квартиры детям и внукам, а сами прописываются на подмосковных дачах).
Рост числа жителей сильно беспокоит столичную власть. В мэрии даже выражают желание как-нибудь ограничить этот поток – например, дать московскую прописку только нынешним жителям территории. «Нет никаких правовых оснований для таких ограничений, – говорит депутат Госдумы Галина Хованская. – К тому же в мэрии зря беспокоятся. На льготы для новых москвичей действительно надо будет потратиться. Но предоставлять дачникам жилье по количеству прописанных жителей не придется. Дача в данном случае предоставляется по метражу».
Между тем у московской прописки не так много преимуществ, как кажется на первый взгляд. Предел для московских пенсий снижен с двух прожиточных минимумов до 11 тыс. рублей. Дотации на оплату коммунальных услуг в столице планируется сократить с 30% до 5–10%. Что касается уровня доходов, то в Зеленограде московские зарплаты получают только бюджетники.
Город на бумаге
Не менее интересно, каким будет административный статус новых кусков столицы. Их единственным аналогом, да и то с натяжкой, можно считать так называемый Зеленоград. «Так называемый» – потому что официально это не Зеленоград и вообще не город. Это Зеленоградский административный округ, один из десяти АО Москвы. Самый маленький по площади и по населению. Любопытно, что раньше он значился не округом с пятью районами, а одним большим районом.
«Невозможен город внутри города, – поясняет депутат Мосгордумы Антон Палеев. – Троицк после присоединения к Москве может остаться отдельным городом в восприятии людей, но не на бумаге. Официально он будет Троицким районом. Как вариант – Троицким административным округом подобно Зеленограду. Это возможно, несмотря на то что население Зеленограда в несколько раз больше, чем население Троицка. К тому же Троицк может обрасти соседними поселениями. Все эти вещи – чисто технические, для жизни людей они особого значения не имеют. Сейчас такими вопросами никто не задается. Не обсуждалось даже то, может ли быть единым административным округом вся присоединяемая территория».
Вероятно, о подробностях мэрия начнет думать уже после образования «новой Москвы». Время на это будет. До истечения полномочий присоединенных муниципалитетов они останутся тем, чем являются сейчас. Так что некоторое время «город в городе» все-таки просуществует.
«Пока мы приняли лишь базовый закон. Он определяет жизнь новых территорий на ближайшие сроки. Без него нельзя разработать всю остальную документацию, – говорит А. Палеев. – На другие документы уйдет пять-шесть месяцев. Границы Москвы изменятся предположительно в конце года или в начале следующего».
Для принятия закона Мосгордума прервала каникулы – впервые за всю свою 17‑летнюю историю. Значит, процессом присоединения власть озадачилась всерьез, не желая откладывать это в долгий ящик.