Аргументы Недели → Город М № 26(267) от 07.07.2011

Стучите по клавишам

Мэр предлагает всем писать в электронные жалобные книги

, 17:57

Научить московских чиновников работать по-настоящему должна самая активная часть горожан – блогеры, полагает мэр Сергей Собянин. На заседании городского правительства он сообщил, что к 2015 г. у каждого городского департамента должна появиться электронная книга жалоб – особый раздел на сайте ведомства, куда внимательные москвичи смогут отправлять свои замечания и предложения. Причем реагировать на такие виртуальные записки чиновники должны, как на официальные бумажные запросы. Онлайн-эксперты над такой инициативой градоначальника посмеиваются: четыре года до старта программы уйдут на то, чтобы научить столичных чиновников хотя бы выходить в сеть.

Сергей Собянин с первых дней у штурвала управления Москвой демонстрирует интерес к высоким технологиям – не меньше, чем президент Дмитрий Медведев. То призывает подчиненных не расставаться с ноутбуком для максимально оперативной связи между собой и начальством. То борется с коррупцией, призывая всех столкнувшихся со взяточничеством писать об этом на специальную электронную почту. То обещает побороть очереди, перенеся большую часть бюрократических услуг в сеть. И вот теперь новая идея – электронные жалобные книги.

Строго говоря, идея не нова. Сейчас в сети лежит огромное количество виртуальных жалобных книг. Они существуют как на независимых площадках, так и на официальных сайтах некоторых ведомств. К примеру, сайт «Законопроект-2011», запущенный правительством России. На нем любой желающий может высказать свое замечание относительно готовящихся поступить в Госдуму нормативных документов. «Никакой юридической силы жалобы на этих сайтах, впрочем, не имеют. Слушать блогеров никто не обязан, а тем более отвечать им. Смысл тут скорее в публичности, – полагает глава компании «Интернет и право» Антон Серго. – Например, владельцы ресторанов не любят электронные жалобные книги, потому что пара недовольных блогеров могут раздуть скандал в сети и отвадить практически всех клиентов. Также и депутаты, готовящие законопроекты. Откровенные ляпы высмеют, и имидж составителей этих нормативных документов, по крайней мере в интернет-сообществе, значительно упадет».

«Но если речь идет просто о создании некоей площадки, где можно будет обсудить работу городских чиновников (так сказать, дополнительном способе обратной связи), я не понимаю, зачем мэру Собянину четыре года на создание и несколько миллионов на запуск системы, – полагает блогер Максим Кононенко, пишущий под ником mr. Parker. – Такие проекты делают максимум за два месяца. Их среднерыночная цена не превышает 10 тысяч долларов».

Очевидно, новизна идеи в том, чтобы заставить чиновников не просто принимать к сведению то, что пишут в сети, а реагировать на виртуальные запросы. Но при таком раскладе возникает целый ряд сложностей. «Если виртуальные жалобные книги, как принято в сегодняшнем Рунете, будут анонимными, они тут же наполнятся бредовыми и хулиганскими записями, – полагает главный редактор отраслевого издания «Вебпланета» Алексей Андреев. – И что, чиновники должны будут реагировать на все это? Чтобы справиться с такой лавиной сообщений, придется утроить чиновничий аппарат московского правительства».

Конечно, можно поставить между пользователями сети и чиновниками преграду в виде модератора. Он будет читать и «просеивать» все сообщения. «Но в этом случае вам никто не гарантирует, что ваше вполне справедливое замечание сотрудникам ЖКХ, которые плохо убирают снег, безответственный или попросту ангажированный модератор не сочтет бредом, – продолжает Алексей Андреев. – Доказать, что вашу жалобу просто спустили на тормозах, будет очень сложно – ведь законодательство об электронном документообороте у нас крайне несовершенно».

Еще один вариант – создать такую электронную жалобную книгу, где все желающие написать в нее должны будут подтвердить свою личность. «Такое уже возможно: если я могу покупать в сети машины, совершать операции с недвижимостью, то почему не могу написать официальную жалобу? – задается вопросом Максим Кононенко. – По сути, это не будет ничем отличаться от бумажного заявления. Без имени, фамилии, паспортных данных и электронной подписи (закон о ее легитимности принят буквально на днях) жалобу не примут и реагировать на нее не станут. Если же форма заполнена верно, документу в автоматическом режиме присваивается порядковый номер, используя который можно прямо на сайте узнать судьбу обращения».

Единственное отличие такой виртуальной канцелярии от реальной в том, что бумага отправляется не по обычной почте, а по электронной. Что ж, тоже достижение. Но, увы, на пути к его воплощению лежит тотальная компьютерная безграмотность. «До сих пор топ-менеджмент в московском правительстве – люди, так сказать, старой закалки, не все из них умеют проверить электронную почту, – полагает Алексей Андреев. – Научить их не так сложно. Проблема скорее в менталитете. Чиновники воспринимают сайты не как средство работы с населением, – а как какую-то неудобную формальность. Поэтому нередко можно услышать в разного рода службах: «Мало ли что пишут на нашем сайте – вы бы еще на заборе почитали!»

Но даже если и эту трудность удастся преодолеть, остается последняя, главная российская беда: кто гарантирует, что виртуальные жалобные книги не будут пылиться где-нибудь в дальнем ящике, как пылятся сегодня реальные жалобные книги, например в «уголках потребителя»?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram