Министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что возможен отказ от асфальтобетонных дорог в пользу цементобетонных. Преимущество цементобетона – долговечность. Однако есть немало подводных камней, без учета которых это новшество может создать много проблем. Больше всех рискуют пострадать города с интенсивным движением, в первую очередь Москва.
Цементобетонные дороги не являются для России новшеством в строгом смысле слова. В СССР эту технологию начали использовать еще в 50-е годы (например, в Новосибирской и Магаданской областях). Но в 60-е годы страна сделала выбор в пользу асфальтобетона, как и весь мир. Причина проста: производство битума, который используется для изготовления асфальта, обходилось в то время очень дешево. С тех пор битум подорожал, поэтому многие страны вспомнили о цементобетоне. На Западе число цементобетонных дорог составляет 15–20%, тогда как Россия эту технологию применяет только для взлетно-посадочных полос аэродромов. Срок годности цементобетона – 20–30 лет. Для сравнения: асфальтобетон служит 5–7 лет (в России – 2–3 года).
«Замечательно, что после долгой спячки правительство наконец проснулось, – комментирует Марсель Бикбау, гендиректор Московского института материаловедения и эффективных технологий. – На ремонте дорог бюджетная сфера сэкономит колоссальные средства. Кроме того, будет реанимировано множество предприятий по производству железобетона, которые сейчас малозагружены и потому с трудом выживают».
Однако слова министра смущают специалистов категоричностью: он заявил не просто об освоении новой технологии, а об отказе от старой. «Абсолютное предпочтение какого-то одного материала не может привести к хорошему результату. Без цементобетона – плохо, спору нет. Но если будет использоваться только он, лучше не станет. Возникнут другие проблемы, – отмечает доцент кафедры дорожно-строительных материалов Московского автомобильно-дорожного института Юрий Васильев. – Этот материал годится для дорог между населенными пунктами – скоростных трасс, автобанов. Но никак не для дорог внутри города».
Во-первых, движение машин по цементобетонным дорогам создает особенно сильный шум. На загородных трассах этот шум не мешает, но под окнами квартир и офисов он никому не нужен. Можно вообразить, что будет в Москве днем и ночью при таком количестве автомобилей. Во-вторых, цементобетон застывает в разы дольше, чем асфальтобетон. Надолго перекрывать дороги в городах – нонсенс. Тем более в мегаполисах.
«Кроме того, цементобетонные дороги требуют более высокой культуры производства. Асфальтобетон при необходимости можно поправить. Не получится какой-то участок – вырежем и заменим. А цементобетон не допускает «помарок», его нужно сразу укладывать правильно, «на чистовик». Готовы ли к такой культуре производства в России, где даже с афальтобетонной технологией большие проблемы? – говорит Ю. Васильев. – Само по себе использование цементобетона не сулит никаких успехов. Цемент должен быть качественным, как и специальные добавки в него. Качество битума в России крайне низкое – нет гарантии, что с цементобетоном будет иначе. Кстати, добавки – это отдельный разговор. Наша страна не производит их в тех масштабах, которые подразумевает автодорожное строительство».
«Все надо оценивать применительно к местным условиям. Российские условия таковы, что при строительстве дорог куда-то исчезает больше половины сметы. В такой ситуации замена асфальта на цемент не даст результата – дороги так же быстро будут приходить в негодность. Более того, плохая цементобетонная дорога создает дополнительную опасность: цемент крошится, и сцепление колес с дорогой сильно ухудшается, – рассуждает проректор Петербургского университета путей сообщения Александр Ледяев. – Впрочем, вряд ли до этого дойдет. Обратим внимание на слова министра: страна выберет цементобетон в том случае, если производители битума не прекратят халтурить. Вероятно, министр всего лишь припугнул этих производителей. Он с таким же успехом мог бы припугнуть их и использованием досок вместо асфальта. Или тем, что страна будет ездить на лошадях. Просто-напросто «цементобетон» звучит более или менее правдоподобно».