В мэрии объявили о планах создания в Москве речного такси. Они оказались удивительно похожими на идеи Лужкова. Утопия, от которой пришлось отказаться прежнему мэру, пришлась по душе. Предполагается, речное такси станет частью решения проблемы московских пробок.
Уже через четыре года речные катамараны вместимостью 10–15 человек будут бороздить просторы Москвы-реки, развозя пассажиров куда им надо: хоть из Химок в Капотню, хоть от Парка Горького до Клязьминского водохранилища. Эти прекрасные планы уже включены в городскую целевую программу развития наземного городского пассажирского транспорта на 2010–2012 годы, объявил заместитель руководителя Департамента транспорта и связи Александр Воробьев. Он сказал также, что в ближайшие четыре года планируется приобрести 68 маломерных судов. «Если эксперимент будет одобрен, его интегрируют в систему городского транспорта», – добавил чиновник.
В 2006 г. при Юрии Лужкове была уже создана соответствующая концепция «Развитие водного такси в Московском регионе». Она, надо сказать, выглядела масштабнее нынешней. Судов предполагалось закупить 80, каждый на 50 пассажиров, оборудовать сотню причалов и прочую инфраструктуру, создать систему заказа водного транспорта – единую диспетчерскую службу, отслеживающую движение всех катеров.
На все про все требовалось 6 млрд. руб., причем только на начальном этапе. По расчетам главного на тот момент мэрского мечтателя Иосифа Орджоникидзе (кстати, автора идеи не только речного, но и воздушного такси), маломерные суда, развозящие по реке пассажиров, могли бы заработать за одну навигацию до 400 млн. рублей. То есть быстро окупиться. Соответственно, бизнес должен был обеими руками ухватиться за эту идею, но почему-то не спешил.
«Когда мы при Лужкове прорабатывали вариант создания речного такси, – вспоминает заместитель начальника отдела ГИМС Андрей Печенин, – то предполагали, что собственником этого вида транспорта будет инвестор, который вложит свои силы и деньги в этот проект. Но он оказался неподъемным. Одни только причалы для малых судов и плавающие заправки способны разорить любого инвестора. Добавьте мощные дорогостоящие катера, вплоть до судов на воздушной подушке. Все это может обернуться убытками». Два года правительство Москвы искало инвесторов для программы, но так и не нашло. Потом решило выделить финансирование из бюджета. Однако в конце 2009 года Лужков закрыл проект «в связи со сложной финансово-экономической обстановкой».
Где причалить?
Инициаторы речного такси в Москве ссылаются на паромы Нью-Йорка, на загруженность Сены в Париже, на речные трамвайчики, курсирующие в Праге по Влтаве, и даже на гондолы Венеции. Умалчивают лишь о том, что там улицы – это каналы и у каждого дома есть причал... Да и в других упомянутых местах инфраструктура для водного транспорта хорошо и давно развита. А что в Москве?
Пассажир речного такси в нашем городе может погрузиться в катер и сойти с него лишь на 96 причалах, разбросанных по акватории Москвы-реки в столице и ближайшем Подмосковье. Причем это – технические причалы «Гормоста», никак специально не оборудованные. Их еще только предстоит снабдить пассажирскими трапами, кассами по продаже билетов и небольшими залами ожидания. Необходимо организовать возле пристаней и перехватывающие парковки для автомобилей клиентов, позаботиться о сети заправок для катеров. Все эти затраты и хлопоты практически не учитывались при подсчете стоимости лужковского проекта, замалчиваются они и сейчас.
Между тем пока речное такси не станет именно такси, то есть видом транспорта, способным доставить пассажира в любую точку, оно будет аналогом привычных прогулочных катеров. А тех и так достаточно. И скорее всего, останется невостребованным. Редкий пассажир захочет платить 500 рублей за рейс в городе и 700 рублей за его пределами – если от причала ему придется каким-то образом долго добираться до нужного места.
Средство от заторов?
Не афишируют авторы проекта и тот факт, что работать без помех речное такси сможет только в центре города, где есть наиболее протяженный участок реки, не зарегулированный шлюзами. Именно они мешают беспрепятственно переплыть Москву по реке из конца в конец, деля Московский водный бассейн на 4 бьефа (зоны): северный, западный, южный и центральный. Пока предполагается, что маршрутные такси станут передвигаться только в пределах одной зоны и лишь на заказ можно будет проходить шлюзы. Но и такую нагрузку они вряд ли выдержат, так как находятся в плачевном состоянии. Другая проблема – измельчание Москвы-реки. «Мосводоканал» постоянно подкачивает воду, чтобы поддержать нужный ее уровень, отчего рельеф дна меняется, и судоходство может быть затруднено. Приходится выравнивать дно, чем должны заниматься федеральные власти.
Кстати, Москва-река, как все крупные реки и водохранилища, – зона ответственности не местных, а федеральных властей. Согласятся ли они с идеей речных такси, какого рода оформления потребуют, какие допуски для капитанов введут, – тоже относится пока к невыясненным вопросам.
Впрочем, на федеральном уровне мечтатели тоже имеются. Зампред правительства России Сергей Иванов предложил использовать водную артерию столицы для организации... вертолетного такси – чтобы они летали вдоль русла реки и доставляли пассажиров в аэропорты. «Для предотвращения транспортного коллапса нужно брать на вооружение все, что у нас имеется», – заявил он.
«Такие частные решения ничего не изменят в дорожной ситуации и борьбе со столичными пробками, – уверен Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». – Подобные идеи напоминают мне историю создания монорельса, в который вбухали столько миллионов долларов, что можно было на них обновить весь трамвайный парк Москвы. Под стать ему будут покупка дорогостоящих катеров и оборудование причалов на набережных Москвы-реки. Это экзотическое решение городских транспортных проблем не имеет перспектив. Такое впечатление, что в мэрии остались какие-то «бациллы Лужкова», которые перебросились на Сергея Семеновича Собянина».
Помнится, Лужкова в идее речного такси смущал в основном короткий срок навигации в Москве – с апреля по ноябрь. «Вот бы его увеличить», – мечтал он. Но над климатом даже всесильный московский мэр был не властен. Нынешних энтузиастов не смущает и погода. Упирая на борьбу с пробками, они обходят вниманием тот факт, что если это сомнительное средство от заторов и сработает, то действовать будет лишь в теплое время года.