Аргументы Недели → Город М № 9(199) от 11.03.2010

Разного рода театры

, 18:22

Московская история неисчерпаема. Можно ходить-бродить по одному и тому же маршруту, полагать, что знаешь все про здания вокруг, - и заблуждаться. Все равно отыщутся истории, более или менее забытые. Или же просто те, которые, казалось бы, и знаешь, но не придаешь им значения.

Вот, например, традиционный путь от Манежной площади до театра Маяковского. Или же до консерватории. Начало улицы Большой Никитской. Слева - университет, и справа по большому счету тоже. Во всяком случае, там расположено так называемое Старое здание Московского университета. Точнее - целый комплекс зданий, которые и в наши дни заняты не ночными клубами и банками, а учреждениями научного характера.

Однако же история этого места напрямую связана с театром. Началась она 11 апреля 1806 г., когда в нашем городе прошел первый спектакль московского Казенного театра. Он состоял из двух типов актеров - свободных и несвободных. Первый тип - ведущие лицедеи из труппы англичанина Медокса, второй - крепостные комедианты, купленные дирекцией у Столыпина. Что поделаешь, такие были нравы.

Первый спектакль дали в доме № 1 по Большой Никитской. Здесь сейчас аудитории Московского университета. А в то время здание принадлежало богачу Пашкову. Правда, вскоре труппа переехала, стала выступать на других площадках.

В середине XIX века, когда пашковский дворец перестраивали под университетские нужды, в правом флигеле расположилась университетская же церковь святой Татианы - символа и покровительницы московского студенчества. И хотя храм был, по сути, домовым (для узкого круга), он пользовался популярностью у интеллигенции дореволюционной Москвы. Тут, к примеру, отпевали Николая Гоголя, Тимофея Грановского, Сергея Соловьева.

Сразу же после революции, в 1918 году, церковь закрыли и разместили в ней читальный зал. Сняли крест. Надпись на фасаде «Свет Христов просвящает всех» заменили на новую - «Наука - трудящимся». А вскоре и ее убрали.

В 1922 г. в бывшем храме открылся университетский клуб, который затем превратился в театр. Притом в театр популярный опять же среди московской интеллигенции. Больше того, театр прогрессивный. Здесь, например, поставили ерофеевскую «Вальпургиеву ночь» чуть ли не раньше, чем она вышла в печатном виде. Но вряд ли новые актеры знали, что играют на том месте, где танцевали столыпинские пейзаночки и пастухи.

А в начале 1991 г. патриарх Алексий отслужил тут молебен. И церковь снова стала действующей.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram